Людская молва гласит, что в Греции или Египте, где не копни, обязательно на какую-нибудь археологическую древность наткнешься. Узбекистан - не Греция, ни Египет, но здесь богатое историческое прошлое оставило немало свидетельств бурного развития человеческой цивилизации в далеком прошлом. Миру древний Узбекистан больше знаком своими всемирно известными городами Бухара и Самарканд. В тоже время здесь есть территории, имеющие еще более древнюю, чем Бухара и Самарканд историю, что подтверждается открытиями сделанными за последние четверть века.
Самое удивительное в том, что сегодня, в XXI веке, можно совершить реальное путешествие во времени и оказаться в заповедном краю, хранящем память о культуре Греко-Бактрийского и Кушанского царств, языческих обрядах огнепоклонников и шаманских культур. Здесь через, Железные Ворота в узком горном ущелье сотни лет передвигались торговые караваны. Этим путем шли армии Александра Македонского и Чингисхана.
И вся эта красота находится в двух часах езды от Термеза (центра Сурхандарьинской области Узбекистана) в сторону гор Байсунтога, где попадаешь в совершенно иной мир, где многовековой уклад жизни и отношения между людьми сохранились почти в первозданном состоянии. Именно здесь после того, как пересечешь жаркие степные просторы у предгорий Байсунтога встречаешь ореховые рощи, которые сменяются арчовыми лесами. Яркой зеленью радуют глаз альпийские лужайки, покрывающие землю изумрудным ковром. Хрустальная вода горных речушек создает особый микроклимат, благотворно действующий на все живое. Весной на горных делянках, крестьяне обрабатывают землю старинным способом. Они прокладывают борозды, опираясь на плуг, которой тянет лошадь. Для посторонних это экзотика, для местного населения - это жизнь.
Самое замечательное, что Байсун - это не миф и не театрализованное представление. Не фантазия. Это - реальность. Маленький островок прошлой жизни в современной действительности. Каждый праздник, каждое событие в жизни человека (рождение, женитьба, смерть) здесь сопровождаются определенными ритуальными обрядами, которые наполнены особым смыслом и хранят отголоски языческих верований. Фольклорные традиции народов Байсуна поистине уникальны. Это признала и мировая общественность. Народные песни, танцы, предания, костюмы, изделия прикладного искусства, обряды и обычаи здесь составляют естественный обрат жизни населения. Здесь люди, природа и космос слились воедино, создав прекрасную гармонию бытия. Поэтому вполне закономерным и ожидаемым было решение ЮНЕСКО о признании Байсунского региона Сурхандарьинской области Узбекистана "Шедевром устного и нематериального наследия человечества".
Зародившись на территории Индии, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины, приобретая при этом черты своеобразия тех стран, где находил своих последователей. Были они в Средней Азии, а памятники архитектуры в Байсуне являются лучшим подтверждением присутствия последователей буддизма в регионе.
Помимо того, что в Средней Азии сформировались собственные типы буддийских храмовых сооружений, отличные от тех, которые были распространены в Индии, здесь известны также случаи, когда буддисты приспосабливали для своих храмов уже существовавшие культовые сооружения иных конфессий. Буддийские культовые постройки подразделяются на три основных типа: ступа, храм-молельня (городской или загородный) и монастырь. Из известных трех видов сооружений буддийского культа, возможно, ступа меньше всего повлияла на храмовую архитектуру. По своему функциональному назначению и монолитной форме она скорее приближается к скульптурному монументу, чем к архитектурному произведению. Большинство ступ сооружалось из сырцового кирпича, а верхний слой - из обожженного кирпича, покрытого штукатуркой. Позднее ее облицовывали ценными породами камня. По существовавшей в Индии практике не разрушать, а обновлять состарившиеся культовые постройки очень часто ступа покрывалась несколькими новыми слоями каменной или кирпичной оболочки, увеличивавшей ее первоначальные размеры.
Так, известная Байсунская ступа №1 в Санчи была покрыта во II в. до н.э. оболочкой, увеличившей ее в два раза. Большая ступа обычно стояла в окружении монастыря и маленьких ступ с прахом прославившихся монахов, а весь комплекс нередко заключался в крепостные стены. Обход вокруг ступы является одним из наиболее распространенных ритуалов буддийской культовой практики.
Кроме общегородских буддийских сооружений в Средней Азии известны особые святилища для знати. Так, на городище Кафыр-кала было обнаружено буддийское святилище, представляющее культовое сооружение "камерного" характера: в нем совершали буддийские ритуалы правитель и члены его семьи. Это святилище наглядно демонстрирует распространение буддизма среди представителей правящих кругов раннесредневекового Тохаристана.
Как и ступы, монастыри в Средней Азии появились вместе с буддийскими общинами. Все известные сейчас монастырские постройки в Байсуне выполнены по единому четкому замыслу и следуют индийской традиции.
Но чтобы увидеть все это великолепие надо лететь в древнейший город Узбекистана Термез - региональный центр Сурхандарьинской области. Этот город пережил нашествие и разрушения войск Чингизхана в 1220 году. Но город, расположенный в самом центре легендарной Бактрии, как Феникс не раз возрождается из пепла и пожарищ. Как нельзя лучше свидетельствует об этом очевидец - посол кастильского короля Генриха III ко двору Амира Темура - Руи Гонсалес де Клавихо: "Вошедши в него, - пишет он, - мы ехали так долго, что приехали в свой дом совсем раздосадованные и все время ехали по площадям и многолюдным улицам".
Так что без всяких преувеличений можно сказать, что те, кто хочет совершить путешествие во времени, ему надо лететь в Термез. Он не ошибется и не пожалеет о своем выборе.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также