Навоийская область Узбекистана издревле, начиная с эпохи нижнего палеолита, осваивалась первобытным человеком, о чем свидетельствуют разрозненные находки орудий труда эпохи палеолита, обнаруженные в Кызылкумах. Древнейшими памятниками жизнедеятельности человека, известными сегодня в зоне культурных земель территории Навоийской области, являются кремнедобывающие мастерские в горах Каратау, в 20 км к северу от г. Навои.
На южных склонах Каратау, в широкой долине Зарафшана, на правом берегу его среднего течения, неандертальцы уже 200–100 тыс. лет назад добывали кремень. Начиная с эпохи мустье или среднего Палеолита здесь, на южных склонах Каратау, вплоть до конца каменного века, т. е. до конца эпохи неолита, охотники долины Зарафшана добывали качественный палеогеновый кремень Учтутских месторождений. Основной участок добычи кремня находится на склонах Каратау выше селения Учтут и занимает площадь в несколько гектаров.
В 7–4 тысячелетиях до н. э. от Приаралья на западе до районов Зиядинских гор и отрогов хребта Каратау на востоке распространяется кельтеминарская неолитическая культура охотников и рыболовов. Это было время так называемого атлантического оптимума, когда во всем мире господствовал влажный теплый климат. Территория Кызылкумов представляла собой цветущую степь, покрытую мелкими протоками и озерами. Здесь найдены кости дикого быка, оленя и других животных, которые характерны для влажных травянистых степей и тугаев.
В шахтах Учтута, где добывался кремень, найдены каменные орудия, сходные с орудиями кельтеминарской культуры, хорошо известные по находкам из стоянок, где жили кельтеминарцы. На изученных на сегодняшний день 48 шахтах и карьере Учтута обнаружено около 8000 лунок от вынутых желваков кремня. При этом каждый средний желвак кремня весит 35–45 кг. Таким образом, это было уникальное место промышленной добычи горного сырья первобытной эпохи, единственное в этом роде в Центральной Азии. Редкие шахты подобного типа известны также в Европе и других частях света.
Кроме того, на обширных просторах Кызылкумов, некогда орошаемых и покрытых степной и луговой растительностью, в эпоху неолита племена происходил процесс взаимного объединения племен, относящихся к культуре неолита. Их следы обнаружены на нескольких хорошо изученных стоянках, таких, как Лявлакан, Коракота, Кокпатас, Учкудук и некоторых других.
Здесь же, близ кремнедобывающих шахт Учтута, известен другой уникальный памятник эпохи древности — знаменитые петроглифы ущелья Сармышсая, хранящие в себе тысячи наскальных рисунков, а также другие археологические памятники. В настоящее время в ущелье Сармышсай и в его окрестностях выявлено более 10000 наскальных рисунков. Рисунки Сармышсая нанесены на гладкие поверхности скал, покрытые черной или коричневой патиной. Петроглифы отражают 35 тематических образов и сюжетов. На скалах высечены фигуры людей, их охотничье и боевое оружие, одежда, хозяйственные изделия. Наряду с ними живо представлены изображения различных животных, некоторые из которых давно исчезли и уже не встречаются на территории Узбекистана. На скалах выбиты изображения горного козла, архара, бизона, первобытного быка, дикой лошади или кулана, осла, верблюда, оленя, кабана, сайгака. Хорошо узнаваемы хищники — волк, лев, барс, леопард, гепард, лиса, шакал, джейран. Интересны композиции с геометрическими фигурами, которых здесь множество.
Особое место занимают сцены охоты — групповой или одиночной. На некоторых рисунках представлены люди в одежде, характерной для ритуальных обрядов. Все наскальные изображения выбиты либо вычерчены каменными или металлическими орудиями. Самые древние рисунки нанесены в орнаментально ажурном, контурном, силуэтном или смешанном стиле. К древнейшим петроглифам Сармышсая, возможно, относятся изображения быков-туров, выполненные в «битреугольном» стиле. Они представлены в динамике, свойственной для охотничьей культуры древнего периода, истоки которой, по-видимому, восходят к искусству верхнего палеолита. Аналогичные изображения выявлены среди наскальных рисунков Зараутсая (Узбекистан), Гобустана (Азербайджан) и Аравийского полуострова. Костные останки диких быков-туров и бизонов обнаружены среди археологических материалов, датирующихся концом 2-го тысячелетия до н.э.
На Сармышсайских скалах высечено и множество геометрических фигур. Хотя они и вызывают определенные ассоциации, однако для исследователей остаются абстрактными, с затруднительной трактовкой. Значительное число наскальных рисунков Сармышсая относится к раннежелезному веку, или сакскому периоду. Это представительная галерея зооморфных изображений лошадей, верблюдов, горных козлов, архаров и джейранов, барсов, леопардов, гепардов, волков, кабанов, сайгаков и других животных. В этом перечне петроглифов отсутствуют крупные хищники — львы и тигры, уже подвергшиеся истреблению быки туры, бизоны — и сцены охоты на них.
Есть фигуры охотников, а также сабли с длинным лезвием, клинки, луки и колчаны. Петроглифы этого времени, как правило, расположены в стороне от главных композиций более раннего времени. По-видимому, художники сакского периода могли использовать только крайние грани скалы, так как основные плоскости камня уже были заняты изображениями, выполненными их предшественниками. В некоторых случаях рисунки выбивались поверх древних изображений, в свою очередь, на них наносились изображения в последующую эпоху.
В Сармышсае есть также группа изображений, относящихся к более поздним периодам. В сюжетах доминируют изображения горных козлов, всадника или пастуха на коне, верблюда, собаки, людей и сопутствующих им не совсем понятных вещей. Исчезают рисунки, изображающие крупных животных-хищников или посвященные каким-либо церемониям, в том числе ритуальным. Также в наскальных рисунках Сармышсая, помимо различных изображений и геометрических форм, встречаются изречения написанные арабским письмом.
В целом археологический ландшафт Сармышсая сохраняет в себе следы активного использования этой территории на протяжении нескольких тысячелетий. Главную роль в организации культурного ландшафта, несомненно, играют петроглифы Сармышсая, остающегося самым крупным и уникальным по сохранности памятником наскального искусства Узбекистана.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также