Среди множества ярких и удивительно красивых традиций праздника Навруз есть игрища, дошедшие до нас с незапамятных времен, в которых состязаются наездники, и которые по праву можно назвать забавой настоящих мужчин…
Покажите мне хоть одного человека, который может остаться равнодушным, глядя на несущихся, подобно выпущенной стреле, красавцев, скакунов. А если вам удалось побывать на игрищах улок-купкари, то уверяю, этого зрелища не сможете никогда забыть.
Сегодня сложно сказать, кому и когда впервые пришло в голову устроить состязания наездников. По мнению историков, этой традиции, известной среди многих народов Центральной Азии, не одно тысячелетие, а первые документальные упоминания доходят до нас со времен Чингизхана. И стоит отметить, что подобные игры были не просто развлечением, а своеобразным отборочным тестом на лучшего воина. Ведь чтобы стать победителем, участникам необходимо было проявить такие качества как ловкость, сила, выносливость, умение обойти соперников. В древние времена, когда постоянно шли междоусобные войны, все эти качества были жизненно необходимы для каждого мужчины. Но самое главное, что должен продемонстрировать наездник, или как правильно звучит - чавандоз, это умение управлять скакуном, стать с ним одним целым.
К этому удивительному по своей красоте и преданности животному у народов Центральной Азии всегда было особое отношение. Как свидетельствуют многие источники, кони служат человеку еще с третьего тысячелетия до нашей эры.
На земле Узбекистана не просто разводили лошадей, но умели отбирать из них самых лучших, знали им цену и гордились ими, как национальным достоянием. У каждого уважающего себя хозяина должен был быть конь. Когда после покупки скакуна приводили домой, то брали камень и постукивали им по земле и копыту. Делалось это для того, чтобы копыта были крепкими, как камень, а животное - привязано к хозяину. С тех самых пор существует поверье, что дому, где есть лошади, всегда сопутствует удача и благополучие.
В фольклоре Узбекистанаможно найдем множество легенд, пословиц и поговорок, которые отражают значимость животного в жизни человека. Например: "Конь - крыло джигита", или "Утром приветствуй отца, а потом коня". В дошедших до наших времен дастанах о героях-богатырях Алпомыше, Гор-оглы, Интизоре эти животные описываются самыми прекрасными эпитетами. В 23-й главе сочинений иранского царя КайковусаКабус-намэ, датированных XI веком, даются полезные советы о том, как купить коня: "Сын мой! Если хочешь приобрести коня, то будь внимательнее, не ошибись, потому что конь тоже как человек". Не отсюда ли выражение - "Полцарства за коня".
Еще до нашей эры китайские императоры посылали на нынешнюю территорию Ферганской долины специальные экспедиции за породистыми лошадьми. Но самые известные с древности центры, где процветало коневодство, находились на территории Зарафшанского оазиса. Это районы, где сегодня расположены Ургут, Самарканд, Каттакурган. Среди известных ценных пород особым спросом здесь пользовались карабаирские скакуны - необыкновенно сильные и выносливые животные. И именно здесь с давних времен была популярна игра купкари, что дословно означает "дело многих людей".
Стоит отметить, что подготовка к состязаниям по традиции проводится с соблюдением особых церемоний, и даже имеет свою философию. Как правило, примерно за десять дней до предстоящих игр собирается совет - маслахат, на который приглашают местных аксакалов и знатоков этого дела. На совете назначают день проведения игр, учитывая, чтобы дата не совпала с другими торжествами. Заранее детально планируются прием и проводы гостей, ожидаемых издалека. С особой значимостью подходят к выбору бакаулбаши - человека, который будет руководить игрой. Им может стать только очень уважаемый человек.
На следующий день, после совета, о дате проведения купкари оповещаются жители близлежащих селений и городов. С этого дня наездники начинают особую подготовку к состязанию. Одним из важных моментов является получение благословения наставника, старшего человека из семьи или аксакала. Коней кормят по-особому, но ограниченному рациону.
За день до состязаний готовится улок - туша животного. У некоторых азиатских народов для этого режут телят, но традиционныйулок - туша козла. Очень важно, чтоб это была особь мужского пола. Существует поверье, что если приготовить данный атрибут игры из самки, то игра не просто состоится, а может случиться беда. Такая, например, как падение наездника с лошади.
У зарезанного животного удаляются все внутренности, кроме печени, сердца и легких, а ноги отрезаются до коленных суставов. После этих процедур, масса улока должна составлять 55-60 килограммов. Если веса недостаточно, то вовнутрь туши засыпают соль, ячмень или кукурузу. После надрез туго зашивается прочным шпагатом или специальной нитью, сделанной из шкуры. Хвост оставляют не более 15-20 сантиметров, а на одной из ног делается надрез. Все эти параметры соблюдаются для того, чтоб игрокам было удобно схватить тушу.
В назначенный день к месту, где будет проходить игра (а это должна быть просторная местность, которая хорошо просматривается со всех сторон) съезжаются болельщики. На грациозных скакунах появляются участники, их может быть от 20 до 400. Определяется место для зрителей, а в центре поля делается круг диаметром около 20 метров - марра, куда участники должны, обойдя всех соперников, забрасывать улок.
По старинной традиции состязания непременно начинаются с торжественной клятвы играть честно. Бакаулбаши объявляет все призы, а это могут быть верблюды, ковры, ценные вещи или деньги, а иногда даже автомобиль. Но по-прежнему самым ценным призом, который мечтает выиграть каждый участник, является хороший конь.
Часто перед самим состязанием купкари проводится кокма. Это игра с теми же условиями, но только без призов, для разминки и разжигания азарта.
Наконец бакаулбаши объявляет о начале самих состязаний, назначает первый приз. И вот он, долгожданный момент, когда под дружные крики болельщиков наездники пришпоривают своих скакунов. Подобно разномастной лавине, наперегонки несутся они по полю, выхватывая друг у друга тушу козла. Из-под копыт скакунов комьями летит земля, на ветру развиваются гривы. И наконец, первый победитель забрасывает в центр круга улок. "Халол!" - выкрикивает бакаулбаши, что означает - приз выигран честно. А вместе с ним радостным криком "взрывается" народ.
Время междоусобных войн давно уже ушло в небытие, и, казалось бы, состязания воинов должны были потерять свою актуальность. Но сегодня игра купкари, ставшая достоянием великой культуры и истории узбекского народа, переживает свое возрождение. Ее по-прежнему любят и с нетерпением ждут начало сезона, и каждый сельский мальчишка мечтает взять самый главный приз. Эта игра, подобно испанской корриде или бразильскому карнавалу, стала своеобразной визитной карточкой Узбекистана для множества иностранных гостей.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также