Про монашескую республику Афон, про её строгую жизнь, про её монастыри я знал давно. Более 10 лет назад ушёл из жизни прекрасный человек священник отец Вячеслав, он мне часто рассказывал о Святой Горе. Отцу Вячеславу посчастливилось побывать на Афоне дважды.
С тех пор я теоретически хотел попасть на Афон, отодвигая это событие на непонятный срок. Отец Вячеслав рассказывал, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы, ведь у нас за паломника должны просить из храма или из монастыря. Но 3 месяца назад я вдруг увидел в журнале рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон.
Увидел, позвонил, поговорил, взял адрес на заметку и забыл. На повестке стоял вопрос об отправке жены и сына на море. Елена рвалась в Грецию. Я взял справку на работе о доходах для посольства Греции, но обстоятельства изменились. Моё семейство выбрало в безвизовый Тунис, и мне передали из бухгалтерии уже не нужную справку.
Я покрутил бумажку в руках и вдруг, белым библейским голубем пришла мысль об Афоне. Позвонил в фирму, мне подтвердили, что могут отправить, и я предложил своему другу Виктору из Нижнего Новгорода разделить со мной тяготы и благость паломничества на Святую Гору. Виктор согласился.
Таким образом, жена готовилась к вылету в Монастир, а я собирался в монастырь. Виктор прислал документы в Москву, и мы подали паспорта на получение визы. Билеты на Салоники в агентстве подтвердили, визы в посольстве наклеили, но это не самое главное. Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение – диамонтрион. Для этого из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который в свою очередь отправляет прошение на получение диамонтириона в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис.
Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел.
Ситуация с диамонтрионом была не ясна до самого последнего момента. Отправлявшие нас сотрудники туристического агентства заверяли, что всё нормально, и приглашение в Уранополисе мы получим, но письменных гарантий не давали. А вдруг нет? Мы с Виктором решили, если подобное случится, будем 4 дня лежать на пляже. Именно столько времени мы запланировали на поездку.
Всем друзьям и знакомым я сообщил своё намерение отправиться на Афон. Грешники стали просить поставить за них свечку и помолиться за них. Некоторые рассказывали свои грехи, в надежде, что я увижу афонских старцев, и прозорливые старцы посоветуют им через меня, как решить ту или иную ситуацию. Так войдя в некий раж, я сообщил одной хорошей женщине Маше о намерении посетить Афон, дабы грешная женщина поведала мне своё прошлое, на предмет - мужчины, романы…..
С Машей интересно общаться. Сейчас она на пенсии, а до этого 25 лет отработала следователем прокуратуры. Но прокачать у Маши интересующую меня тему не удалось. Бывшая следователь решила не открываться «этому святому человеку со всеми удобствами».
Впрочем, когда моя душа находящаяся в бренном теле, нагруженная своими и чужими грехами, летела в Грецию, лайнер очень тяжело взлетел, потом нас жутко трясло. А что могло бы быть, если бы я взял с собой грехи Маши? Даже представлять не хочется.
Покупка билетов всегда лотерея. Кто будет соседом, пассажир не знает. В Салоники летом русские люди едут отдыхать на море, паломников мало, но они есть. В салоне лайнера можно было наблюдать сценку в чеховском стиле. Одетый во всё чёрное слуга Господа сидел рядом с девицей, шикарная грудь которой буквально вываливалась, привлекая к себе мужское внимание. При походах в хвост самолёта я невольно разглядывал колоритную пару. Хотелось перехватить страстный взгляд священника на свою соседку. Но батюшка в греховных помыслах замечен не был.
Счастье Божье путешествовать без багажа, паспортный контроль, и ты сразу выходишь в город. У нас трансферт до Уранополиса. Занимаю в автобусе хорошее место, рядом ставлю рюкзак, Виктор расположился чуть сзади.
Наконец-то, вроде как еду на Афон. Обдумываю, получится или нет. Мужчина я яркий, интересный, и, наверно, в тот момент на моём лбу было написано, что семья моя в Тунисе, в кармане 870 евро, и что я прилетел в Грецию в паломнический тур на Афон.
- У вас тут свободно? Можно сесть с вами? – улыбается совершенство Божье, ухоженная блондинка.
Наверно про « … паломнический тур на Афон» блондинка не дочитала. Автобус покатил по греческим дорогам. Я хотел тихо спокойно посидеть, вспоминая прожитую жизнь, но пришлось слушать женское щебетание.
Блондинки подобны чайкам. Любоваться на чайку это одно, но если сия птица посчитала тебя своей добычей – берегись.
Понять что-либо об экономике Греции не удалось. Где-то что-то засеяно, где-то растут прекрасные оливковые рощи, а в иных местах царствует бурьян. Греческие дороги очень узкие и извилистые. Почти на каждом повороте стоит маленький храм размером 40/40 см. Такие церквушки обозначают место аварии и их продают вдоль дорог.
Халкидики называют трезубцем Посейдона. Если посмотреть на полуостров на карте, то его продолжением на юго-восток являются ещё три похожих друг на друга полуострова Кассандра, Ситония и Афон. Как я понял, нам выходить последними. Вначале высаживают туристов в отелях на полуострове Кассандра. Здесь весело, много баров и ресторанов, качаются на волнах яхты и катера, расхаживают оголённые женщины.
Следующий полуостров Ситония кардинально отличается. Дорога взбирается вверх, посёлков мало, шуршат листвою девственные леса на высоких горных склонах. Ситония для тех, кто любит спокойный отдых.
За эти 2,5 часа я узнал о своей соседке почти всё. Девушка работает бухгалтером в Москве в маленькой фирме, взяла отпуск и прилетела в Грецию, так как «турки уже достали». Свободная женщина развелась с мужем 2 года назад и в одном из последних отелей ей выходить.
Бес искуситель кусает и соблазняет: «Диамонтриона у тебя нет! Ты не попадёшь на Афон! Семья в Тунисе, ты холост, выходи с Галей!»
Но я оказался твёрд. Галя очень удивилась, узнав, что мы едем в монастырь. Девушка потратила за 2, 5 часа некий азартный запал, а ей попался дефективный мужик. Пресвятая Троица, помоги пристроиться, в личной жизни сей грешной женщине.
Уранополис – конечная остановка. Выходим, в зарезервированном отеле бросаем рюкзаки и отправляемся гулять. Здесь нас берёт в оборот бес, отвечающий за чревоугодие. Он отводит в ресторан, заказывает кальмары, осьминогов и вино. Бес уверяет, что в монастырях такое не подадут. Впрочем, искуситель оказывается слабым и, словно «настоящий полковник» из песни, убегает при появлении официанта со счётом в 40 евро.
Уранополис стоит на южной части полуострова Афон, почти там где Афон соприкасается с Халкидики. Первыми жителями полуострова были фракийцы и пелазги с острова Лимос, а позднее – переселенцы из Халкидики.
По приказу царя Персии Ксеркса в 481 году до н. э. где-то в этих местах Афона персы прорыли канал, дабы избежать участи полководца Мардония, который в 493г. до н. э. во время первого похода персов на Грецию погиб вместе со своим флотом, огибая полуостров. Правда многие историки утверждают, что это миф, и персы волоком перетащили суда. Но в любом случае действие происходило где-то возле Уранополиса.
На месте Уранополиса некогда располагался богатый город Сани. Во время Пелопоннесской войны Сани встал на сторону Афинян и был захвачен стратегом Врасидой. После Никийского мира город остался союзником и плательщиком подати Афинянам, вплоть до захвата и разрушения его Филиппом Македонским. Несколько лет спустя на его месте Александр Македонский основал город Уранополи, который достиг большого расцвета, о чём свидетельствуют монеты с надписью «урано поли». Дата разрушения города не известна.
В наше время, когда народы вновь активно переселяются с бедного Юга на богатый Север, в Уранополисе множество людей говорит по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, шустрят в барах и в магазинах русскоязычные девушки. Во многих лавках продаются иконы, где взгляды святых не такие строгие как в русской иконописи. Некоторые иконы скорее похожи на картины. Есть иконы с образом святой Матроны. Впрочем, это и не удивительно, покупатели - русские туристы.
Греческий кризис где-то там, непонятно где, наверно, где нет моря, а оно в Греции везде. Солнце прячется за горизонт. Залив Сигитикос, отделяющий Афон от Ситонии, обдувает сушу морским ветерком, а это так приятно после жаркого дня. На набережной, в центре Уранополиса, возвышается смотровая башня, и ветерок в наступившей ночи, назло германским налогоплательщикам, колышет полосатый бело-голубой греческий флаг.
Гуляя по городу, находим место, где выдают диамонтрион. Офис открывается в 7.30. Решаем для себя, что придём в 7.00 и займём очередь. Если сложится, то нужно будет брать билеты не на паром, который отходит в 10.45, а на скоростной катер на 8.00.
Возвращаемся в отель. Городок уснул, ночь наполняется треском цикад, через залив проступают очертания Ситонии. Вдруг проскакивает вспышка, затем вторая, третья…
Прикидывая расстояние, мы с Виктором понимаем, что по Кассандре бьют молнии, затем удар берёт на себя Ситония. Грозовой фронт идёт на Афон. Часто бывает, что из-за непогоды отменяются рейсы на Афон. Ну почему Илья пророк решил бить бесов именно в наш приезд?
Ночь яростно барабанит по крыше каплями дождя, подсвечивая себе вспышками молний и ругаясь грозовыми раскатами. Виктор легко засыпает под этот тарарам. Я после выпитого чая уснуть не могу, на душе суета. Попадём ли мы на Афон? Пресвятая Богородица, мы рабы твои, нам по слову твоему.
Под утро дождь закончился. Я вышел на балкон. Бесов Илья пророк разогнал основательно. Воздух необыкновенно чист и свеж, нет ни мух, ни комаров. В божественной тишине приближается рассвет. Нет ни лая собак, ни переклички петухов. Словно японский кондиционер дышит божьей благодатью морской залив. Я смотрю на Сигитикос и понимаю – наша поездка на Афон состоится.
Как говорится в предании, Апостолы распределяли жребий, куда каждый пойдёт проповедовать Евангелие. Богоматерь попросила позволить ей тоже принять участие. По жребию ей выпала земля Иберия. Когда Богоматерь готовилась к отправке, появился Архангел Гавриил со словами: « Иесус Христос, родившийся от тебя, велит тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же тебе предназначается не Иберия, а полуостров Македонии – Афон…»
Как только Богоматерь прибыла на корабле на Афон, по всему полуострову начался гул от всех местных идолов. Этот звук, как крик взывал: «Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога – Марию!» Все побежали к бухте и с большим почтением приняли Богородицу, Иоанна Евангелиста и их свиту. Богородица, не зная греческого языка, обратилась к мужам, и все поняли Слово Божье: «Сын мой, Бог мой, благослови место сие и жребий мой и излей милость на него, и храни невредимым его, до скончания века сего».
Потом благословив народ, сказала: «Благодать Божия да пребудет на месте сём и на пребывающих здесь, с верой и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни и на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нём ходатаица перед Богом».
Это событие, повествующее о прибытии Богородицы на Афон, описано в книгах Лаврской библиотеки. С тех пор Святая Гора называется Обитель Богородицы.
Афон (Святая Гора) – самый восточный из трёх полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Протяжённость его около 60 км, ширина от 8 до 25 км.
В 676г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам, но расцвет монашества начался здесь через 200 лет. Во время своего царствования 867г. Василий Македонянин подтвердил исключительное право монахов на обитание на Афоне.
В 971 - 972г. был составлен Первый Устав Святой Горы, который действует вплоть до наших дней. Одним из главных правил является запрет для женщин на посещение Афона, а также животных женского рода.
В 10 веке Святая Гора начинает заселяться иноками, послушниками, и обрастать монастырями. В 11 веке, когда утвердился общежительный образ жизни, количество монастырей достигало 180. Однако в конце того же века, прослышав об Афоне, сюда начинают наведываться пираты.
В 12 веке основание новых монастырей стало ограниченно, однако на полуостров стали активно прибывать не только греки, но и монахи из других стран: грузины, русские и сербы, которых объединила друг с другом общая православная вера.
Далее Афон подвергался давлению латинян и уже не ослабевающему нашествию пиратов. Количество монастырей уменьшилось до 25, из которых к настоящему времени сохранились 19.
В 15 веке, после многочисленных бедствий и разрушений Афон переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорцы продолжали бороться против церковной унии, отстаивая православие и после падения Фессалоники (1430г.) и Константинополя (1453г.). Затем, как и вся Греция, Афон попал под власть Османской империи. Монастыри выказали покорность султану Мураду Второму, тот в свою очередь дал им возможность спокойно жить. Прекратились и набеги пиратов.
Таким образом, была сохранена некоторая независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В те годы, на Святую гору устремился большой поток сербов, греков и болгар, не желающих жить под властью турок.
Покровителями и благодетелями Святой Горы находящейся под властью иноверцев становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, затем русские цари, а также многие патриархи и просто благочестивые христиане. В то время афонские монахи получают разрешение посещать время от времени упомянутые страны, собирая, таким образом, деньги.
В наши дни тяжело разобраться в противоречивых данных о жизни Греции в составе Османской империи, но можно смело сказать, что независимый Афон в те годы стал духовным центром Греческого народа и сосредоточением деятелей науки и искусства. Упомянем такой факт. В монастыре Великой Лавры в эту эпоху была открыта типография, благодаря чему на Афоне и в Греции получили хождение книги. Типография была уничтожена незадолго до начала национально-освободительной войны 1821 года.
Бредём по утреннему городу, нет никого. Закрыты лавки, ещё не проснулись кафешки. В 7 часов мы единственные у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Внутри уже кто-то есть. Сотрудники офиса на 15 минут раньше открывают двери, приглашают на собеседование и выдают желанный диамонтрион. Радостные и счастливые завтракаем в кафе на набережной. Покупаем билеты на скоростной катер и занимаем места.
Взревел мотор, лодка уверенно режет синюю гладь залива, оставляя позади белый пенистый след. Сразу за Уранополисом потянулся безжизненный афонский пейзаж. Берег становится более крут, холмы перерастают в горы. Поражает полное отсутствие человека и следов его деятельности. Вскоре показалось некое подобие жизни, маленькая пристань с домиками. Это первая остановка – Фиваида, в этом неизвестном безлюдном месте выходят три русских паломника. Катер отчаливает дальше.
Сотрудник отправлявшей нас московской турфирмы советовал сесть в Уранополисе на паром Аги Анна, который отходит в 10.45 и выйти на пристани Дафнии, и далее ехать на автобусе в городок Корея. Но мы с Виктором, опережая график, желаем посмотреть ещё что-то на пути, а потом уже сесть на Аги Анну и двигаться по маршруту. Начинаем спорить, где выйти. Каждый монастырь имеет свою историю и свою пристань. Впереди Дохиар, Ксенофонтос, монастырь Святого Пантелеймона, затем Дафнии.
Святой Пантелеймон почитается в христианском мире как главный исцелитель. Святому Пантелеймону молятся, и он помогает в самых безвыходных ситуациях. Я помню, в Москву 10 лет назад привозили мощи святого Пантелеймона. Весь центр города тогда представлял собой живую очередь верующих, желающих приложиться к мощам целителя.
После некоторых споров соглашаюсь с другом на остановку у Святого Пантелеймона, тем более что монастырь считается русским.
До 13 века о Пантелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал пожар, во время которого обитель полностью сгорела. Одно можно сказать точно, он всегда назывался «монастырь русских» или просто «Руссик». Считается, что первыми здесь поселились ратники из дружины Ольги, принявшие христианство во время её визита в Константинополь. Однако, основное количество наших соотечественников начало прибывать сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.
Монастырь, как и весь Афон, пережил взлёты и падения, но лишь в 1875г. русские монахи впервые смогли избрать настоятеля из своей среды. Бывали здесь известные русские писатели, молился здесь и Григорий Распутин.
Ещё один интересный и малоизвестный факт. Именно здесь стала развиваться опасная ересь – Имябожничество. Это еретическое учение, одним из основателей которого стал иеросхимонах Анатолий, в миру - А. К. Булатович.
По прошествии 100 лет тяжело разобраться в этом учении, но смысл его примерно в следующем. Если знать имя Бога, то можно получит прямой контакт общения с Богом. Святейший Синод в мае 1913г. назвал учение ересью, призвав правительство России навести порядок на Святой Горе.
И уже 4 июня военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона на Афон с целью «усмирения монашеского бунта». 11 июня к ним на помощь пришёл пароход «Царь» с 5 офицерами и 118 солдатами.
Перепись, проведённая Никоном, показала, что среди 1700 российских монахов 661 назвались имяборцами, 517 – имяславцами, остальные отклонились от переписи, либо остались нейтральными. В течении июня архиепископ «вёл переговоры» с имяславцами, пытаясь заставить их поменять убеждения, но потерпел неудачу.
3 июня подоспел пароход «Херсонес», направленный с целью выдворения еретиков с Афона. Российский консул в Константинополе Шебунин отдал приказ взять мятежников приступом. Монахи оказали солдатам «активное сопротивление», молясь в храме перед иконой Божьей Матери. Непокорных вначале поливали холодной водой, затем били прикладами и кололи штыками. Монастырь превратился в поле брани, 4 человека погибли, но опасная ересь с Афона была удалена.
Известный исследователь Эфиопии А. К. Булатович попросил направить его священником в действующую армию, где он прослужил до 1919г. В том же году, вернувшись в родовое имение на Украину, в декабре месяце Булатович был убит грабителями.
Конечно, место это интересное и уникальное, но я на правах автора постараюсь объяснить, почему именно здесь я не хотел выходить.
Афон – земной удел Пресвятой Богородицы. Человек это человек, а Бог это Бог. Богородица хозяйка своей земли. Если Богородица захочет, она не допустит человека в свой удел.
Прогремели в сентябре 1999г. взрывы жилых домов в Москве. В Печатниках погибли друзья моих друзей: учительница английского со всей семьёй, хорошие ребята моего возраста, маленькие дети….. Испуганный народ увидел по телевизору заступника, который наведёт порядок с Чечнёй. Пресса подняла пропагандистскую компанию – «идёт война народная». Некоторые газеты проводили акцию – «посылка на фронт». Заступник давал интервью, где какой населённый пункт освободили наши войска. «Наконец-то», - вздохнули люди.
После выборов, дабы свернуть патриотический порыв русского народа, СМИ повели дело полковника Буданова, со всеми вытекающими последствиями. Армия опять стала преступницей, а народ вновь быдлом. Со всей очевидностью проявился дьявольский штрих-код предвыборной комбинации. Все это помнят, повторяться не хочу.
Так вот, чиновник, раскрутившийся на взрывах, прилетел в 2001г. в Грецию, желая посетить Афон. Но Пресвятая Богородица этого не допустила, закрыв полуостров плотным туманом. Затем был Беслан, и человек, если это не сам дьявол, вновь не попал на Афон.
Один раз в интернете я наблюдал, как данный начальник, зайдя в маленькую церквушку в Саратовской области, крестится левой рукой. Телеканал Звезда пропустил репортаж в новости, не обратив внимания на руку, но люди увидели, и сюжет попал в интернет.
С третьей попытки чиновник сумел посетить на Афоне монастырь Святого Пантелеймона, и это определённым образом давило на меня. Зачем ему это было нужно, я реально не понимал, но возникало стойкое желание пройти это место стороной. Очень хорошо, что я послушал Виктора, и мы вышли на пристани у Пантелеймона.
Катер швартуется на причалах не более 20 секунд. Кто-то выскакивает, кто-то поднимается на борт, и ревущий катер спешит удалиться от тихого берега. Приближается Святой Пантелеймон. Выходим вдвоём на его пристани, сразу почувствовав основательность монастырских строений. Мимо проезжает трактор, за рулём которого сидит бородатый монах. Пьём воду из источника и поднимаемся вверх по каменной дороге. У монастырских ворот соединяемся с группой русских паломников.
- Заходите, все заходите ко мне сюда в лавку, - улыбается бородатый старец. Лицо его светится радостью, будто добрый дедушка наконец-то дождался внуков. Люди, увидев старца, спешат за ним.
- Ко мне неделю назад заходил один паломник, он год назад приезжал на Афон. Так вот, он сказал: «Отец Исидор, я после Афона полгода на людей ругаться не мог». Во что такое Святая Гора, - с увлечением рассказывает старец.
Я смотрю и любуюсь на это чистое, прекрасное лицо. Отцу Исидору примерно 70 лет. Он весь сияет счастьем и светится улыбкой. Хочется просто постоять рядом, послушать его разговор, подзарядиться хорошим настроением. Тут мне невольно вспомнился телеведущий Н. Н. Дроздов, который улыбается не натянутым ртом, как это делают на ТВ, а именно глазами, с упоением рассказывая о жучках и паучках. Глядя на таких людей, понимаешь, что это есть настоящий человек.
Церковная лавка наполняется паломниками. Всем хочется поговорить с отцом Исидором. Грешный суетный мир начинает разрывать старца вопросами, стараясь перетянуть его внимание, словно одеяло на себя.
- Дайте мне батюшка благословление!
- Батюшка, а у нас в Самаре матушка болящая! Я прошлый год только её молитвами поправился…..
- Подскажите, отец Исидор, как мне поступить…
Монах вступает в диалог, что-то объясняет, что-то подсказывает, затем открывает наугад книгу преподобного Игуана Афонского и читает в качестве главного совета одну строку. Получается очень грамотно и толково. Затем отец Исидор дарит книгу паломнику, помечая нужную для него строку. Позже, когда он мне подарил книгу, я её часто открывал наугад, но такой точности слов не было.
Мы с Виктором, осматривая монастырский товар, отходим в сторону. Икон здесь много, и цены ниже чем в греческих магазинах. Я беру две иконки святого Пантелеймона и возвращаюсь к прилавку.
- Вы чайку, чайку пока в трапезной попейте, там за углом, - отправляет отец Исидор паломников получивших желанный совет и благословление. Очередь доходит до меня. Тут происходит в определённом случае маленькое чудо Божье.
Продолжение рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также