Восемнадцатая часть моего рассказа посвящена субботе, 25 и воскресенью, 26 февраля.
Итак, вечером 24 февраля я заснула в своем 310-м номере "Червиолы", оставшись без связи с любимой мамой. Так началась моя последняя ночь на мальтийской земле...
В ночь на субботу, 25 февраля, я проснулась в четвертом часу ночи. На небе по-прежнему не было ни облачка. Море было абсолютно спокойно. За окном сияли звезды созвездий Центавра, Ворона, Чаши, Гидры, Весов и Девы. В Деве, несколько выше Спики, краснел Марс. Звезды других созвездий из окна не были видны - наблюдениям была доступна лишь восточная часть небесной сферы. Затем я опять заснула и окончательно встала в половине седьмого, за семь минут до восхода Солнца.
В это время уже совсем рассвело. В шесть тридцать семь я последний раз любовалась красочным восходом Солнца над Средиземным морем. За сорок пять дней моей командировки Солнце увеличило свое склонение от минус 21 градуса 45 минут до минус 9 градусов 11 минут, и поэтому стало восходить значительно раньше (на 35 минут). Точка восхода Солнца постепенно смещалась к северу, и путь Солнца по небесной сфере, также постепенно смещаясь к северу, пролегал все выше и выше.
На небе не было ни облачка. Средиземное море было абсолютно спокойно. За окном цвел кустарник с красными цветами и зелеными листьями. Температура равнялась шестнадцати градусам тепла. Все предвещало хороший, теплый, солнечный день. Но увы - в этот день заканчивался срок действия моей визы, и я должна из цветущей Марсаскалы возвращаться в заснеженный Питер, да еще провести двенадцать часов в московском аэропорту "Домодедово" - таково расписание самолетов. Закон есть закон...
Умывшись и одевшись, я пошла в школу завтракать. После завтрака повар Жанна дала мне фруктов и бутерброды в дорогу. Я ее поблагодарила и по совету завуча Марины Анатольевны пошла в свой кабинет - написала по электронной почте письмо маме, сообщила ей о конфузе с телефоном, просила выслать пук-код. Пыталась связаться с ней по Скайпу через мобильный телефон (Скайпа у нас дома пока нет). Увы, безуспешно.
Затем я вышла на балкон, осмотрела вид из кабинета, попрощалась с балконом и кабинетом. Сдала ключ ресепшионистке Кате и пошла в гостиницу собирать чемоданы. Собрала, затем пошла в школу, к бухгалтеру Наталье Алексеевне (она должна была приехать к 10 часам). Получила расчет - 515 евро за почти полный февраль. Затем вышла из школы, чтобы взять чемоданы.
Когда я вышла из здания школы, подъехал красный автобус, управляемый Аланом Спитери. Из автобуса вышли ученики - они вернулись с экскурсии по окрестностям Марсаскалы. Зная, что я уезжаю, они попрощались со мной и пожелали мне счастливого полета. При этом дети плакали... Я также привязалась к детям за эти полтора месяца и с грустью прощалась с ними. Одна из учениц - Аза Киквадзе из 8-го класса, с ее южным темпераментом, даже прижалась к моей груди и плакала. Я не возражала против такой сентиментальности.
На прощание дети подарили мне фигурку девушки в голубом платье и в короне. Не знаю, русская ли это девушка или мальтийская. В свою честь я назвала ее Машей. Мне она очень понравилась.
Сейчас Маша стоит в моей комнате в питерской квартире, на полке рядом с календарем и часами.
Поблагодарив детей, я пошла в гостиницу. Посидела пять минут в кресле в своем номере, еще раз осмотрела вид из окна и все закоулки номера. Затем взяла чемоданы, спустилась на лифте на нулевой этаж (с лифтом я тоже попрощалась), вышла на улицу, попрощалась с гостиницей и пришла в школу. По дороге последний раз взглянула на табличку с надписью Triq il-Baħħara. Пришла в школу и села на диване в холле.
Наталья Алексеевна, которая должна была меня провожать в аэропорт, позвонила водителю Джозефу - он должен был нас отвозить. В 11.50 Джозеф приехал на своей машине к зданию школы. Я встала, попрощалась с интерьером школы, взяла чемоданы и вышла на улицу. Мы погрузили багаж в багажник и сели в машину - Джозеф за руль, рядом с ним Наталья Алексеевна, сзади - я и Ирина Геннадьевна (учитель начальных классов, которая, как и я, была в командировке и возвращалась в этот день в Москву (она москвичка).
В 11.57 мы отправились. Я попрощалась со зданием школы. Развернувшись на Triq il-Baħħara, мы поехали по Triq il-Qaliet, затем по Triq tal-Gardiel и выехали на набережную Triq is-Salini. Наступило 12.00, и церковь святой Анны провожала нас колокольным звоном. Я попрощалась с церковью, в которую ходила молиться каждое воскресенье.
Мы свернули налево, на Triq sant' Antnin, и выехали на Хорошую дорогу в хаз-Заббар - Triq Villabate. Читаю название остановок автобусов № 124 и 204 - Marsaskala.Antnin, Marsaskala.Krawlu. Все еще Марсаскала... Но вот пора прощаться с городом, в котором я прожила сорок пять дней - уже ħaż-Żabbar.Villabate.
С Triq Villabate мы свернули налево - на Triq Hompesch. Проехали мимо Дома инвалидов св. Иосифа. В это время, в 12.14, наступил истинный астрономический полдень. Достать секстант из чемодана я не могла, поэтому максимальную высоту Солнца определила по моим расчетам - 44 градуса 57 минут. Без трех минут пи на четыре! Измерила высоту Солнца на глаз - все согласуется с расчетами.
Доехав до границы хаз-Заббара и иль-Фгуры, мы не въехали в иль-Фгуру, но свернули с Triq Hompesch налево и поехали по трику, проходящему по границе хаз-Заббара и иль-Фгуры. Дома, расположенные на левой стороне трика, находятся в хаз-Заббаре, а на правой - в иль-Фгуре. Они трехэтажные, как и большинство домов на Мальте.
Через некоторое время дома на трике закончились, и мы поехали мимо полей, протянувшихся по правую и по левую сторону. Затем мы свернули направо и проехали через небольшой городок иль-Гудья (il-Gudja). И через некоторое время приехали в город халь-Лука (ħal-Luqa), в котором расположен Международный аэропорт Мальты. В 12.40 мы подъехали к зданию аэропорта.
Мы вышли из машины, взяли багаж из багажника. Попрощались с водителем Джозефом.
Рядом со зданием аэропорта растут пальмы. Электронный термометр у входа в здание показывает плюс шестнадцать градусов. На небе ни облачка. Весна!
Мы с Натальей Алексеевной и Ириной Геннадьевной вошли в здание аэропорта. Подошли к стойке № 14, на которой производилась регистрация на рейс KM 562 в Москву. Встали в очередь. Зарегистрировались. Сдали багаж. Мне так не хотелось уезжать, и я даже не посмотрела, какое место мне дали.
Попрощавшись с Натальей Алексеевной, мы с Ириной Геннадьевной прошли через проходную. Затем мы разминулись и вновь встретились только в Москве.
Я прошла антитеррористический контроль. При этом, как и в России, надо было снять верхнюю одежду и часы (и положить это в большую корзину) и обувь (положить в маленькую корзину), обе корзины и ручную кладь положить на конвейер, а самой проходить через турникет. Кроме того, на Мальте есть еще одна особенность - ноутбук надо было достать из рюкзака и отдельно положить на конвейер. Контроль пройден успешно. Ура, я не террористка!
Одевшись и обувшись, я пошла к пункту пограничного контроля. Пока один человек проходит контроль, другие должны стоять за ограничительной линией. Подошла моя очередь. Меня обслуживал сотрудник таможни Кевин Спитери, однофамилец водителя Алана. Проверив мой паспорт, Кевин поставил штампик о выезде из Мальтийской Республики и сказал по-английски "Thank you, madame!" Я ответила "Thank you, sir!" и пошла дальше. Прошла мимо дьюти-фришек - в них продавались те же итальянские и французские вина и та же ривгошевская парфюмерия, что и в российских дьюти-фришках. Подошла к выходу на посадку № 14 (именно с этого выхода должна была быть посадка на самолет на Москву) и села на свободный стул. Было примерно 13.10, отправление самолета по графику - 13.45.
В начале народу у Gate № 14 было мало - кроме меня еще человек десять, не больше. Но постепенно пассажиры все прибывали и прибывали. Рейс регулярный, и в итоге свободных мест в самолете осталось только два или три.
В момент отправления самолета по графику - в 13.45 - еще только объявили посадку. Я встала и подошла к контролеру. Контролер оторвал часть посадочного талона. Я вместе с другими пассажирами вышла из здания аэропорта и села в автобус. Как и у всех автобусов на Мальте, двери были с левой стороны.
Мы проехали мимо самолета немецкой авиакомпании "Люфтганза" и подъехали к своему самолету марки A320, окрашенному в белый цвет, на хвосте которого был изображен белый мальтийский крест на красном фоне. Самолет принадлежит мальтийской авиакомпании "Air Malta". Именно он совершал рейс КМ 562 по маршруту "Мальта-Москва".
Выйдя из автобуса, мы сели в самолет. Я люблю лететь на камчатке и выбрала место у правого иллюминатора в последнем, двадцать третьем ряду - 23F. В двадцать четвертом ряду места были только на левой стороне - 24A, 24B, 24C, тогда как на правой стороне, за моей спиной, было служебное помещение. Какой-то мужчина сел на 23A, а женщина - на 24A - они также, как и я, сели не на свои места.
Экипаж самолета, не считая пилотов, состоял из двух женщин-стюардесс и одного мужчины-стюарда. Это был другой экипаж (не тот, с которым я летела на Мальту), и они не говорили по-русски. Но это мне не создавало проблем - ведь я владею английским.
Постепенно самолет заполнялся. Мне и женщине с 24A повезло - ни у кого не было посадочных талонов на наши места, и никто нас не согнал. А дяденьку с 23A попросили (стюард сказал ему: "You cannot change..." - дяденьке пришлось пересесть на свое место 20С.
В итоге самолет забился почти до отказа. Со мной, на 23E и 23D, сели две женщины. Свободными остались лишь места 24B и 24C.
Стюард по рации подробно объявил маршрут полета (сначала по-английски, затем по-мальтийски). В 14.00 пилоты начали заводить двигатель, в 14.07 (с опозданием на 22 минуты) самолет медленно поехал на шасси к взлетно-посадочной полосе.
Так закончилась моя командировка на Мальту, продолжавшаяся сорок пять дней - с 12 января по 25 февраля. За время командировки, кроме Марсаскалы, я посетила города хаз-Заббар, из-Зейтун, иль-Фгура (в эти три города я ходила пешком), Паола, иль-Марса, иль-Хамрун, иль-Фурьяна, халь-Таршин, Бир ид-Деэб, Марсашлокк, иль-Гудья, тас-Слима, халь-Лука и, конечно же, столицу Мальты - Валлетту. Мальта мне очень понравилась. К сожалению, профессиональные обязанности не позволили мне найти время для посещения северной части Мальты - а так хотелось побывать в Буджиббе, Сан Джильяне, Пачевилле, Мдине, на островах Аудеш и Кеммуна, может быть даже, на Сицилии... Но было много работы, кроме того, на самостоятельные поездки я решилась слишком поздно. Как я уже говорила, 19 февраля на карнавале в хаз-Заббаре мальтийцы меня приняли за свою... Может быть, за эти 45 дней я стала настоящей мальтийкой?
Самолет подъехал к взлетно-посадочной полосе. Разогнался и начал набирать высоту. Все меньше и меньше становились трехэтажные дома на милых триках, трекьетах и мисрахах мальтийских городов... Неужели я их больше никогда не увижу? (Я могу ошибаться, но мне показалось, что мы пролетели над халь-Таршином).
Внезапно самолет поднялся над небольшим слоем неизвестно откуда взявшихся облаков, закрывших от меня Мальту, которая приютила меня на полтора месяца. А когда через двадцать секунд облака рассеялись, Мальты внизу уже не было - мы летели над Средиземным морем...
Как и на прямом пути, самолет был снабжен мониторами. Высота и скорость полета возрастали, температура за бортом убывала. Сокращалось и расстояние до Москвы, первоначально равное 2811 километрам.
Самолет набрал высоту 39000 футов (на тысячу футов больше, чем высота, на которой я летела туда) или 11856 метров. Почти двенадцать километров! На этот раз мы летели днем, и с огромной высоты были прекрасно видны мельчайшие детали морей, островов, континентов и городов внизу. Скорость полета достигла 820 километров в час, температура за бортом - минус 64 градуса.
Самолет быстро пересек 93 километра Средиземного моря и полетел над Итальянской Сицилией - Сиракузами Архимеда и Катанией святого Льва. Остров был лучше виден с левого борта и многие пассажиры, сидевшие на правой стороне (в том числе и я), встали и смотрели в иллюминаторы левой стороны, чтобы увидеть красивую Сицилию (самолет уже набрал высоту, поэтому встать было можно).
После Сицилии мы полетели над Ионическим морем. В это время стюардессы и стюард раздали нам ланч - на выбор чай или кофе (я выбрала чай), сок (я выбрала апельсиновый), пару горячих сосисок, бутерброд с маслом, и пирожное.
После пересечения Ионического моря самолет полетел над Грецией. В иллюминатор правого борта прекрасно были видны мельчайшие детали - сначала пара пустынных островов, затем мы вступили на европейский континент - город Иоаннина (где Фернан из "Графа Монте-Кристо" совершил предательство), затем пустынная местность, далее - город Салоники, родина братьев Кирилла и Мефодия. После Греции полетели над Болгарией. Сверху я увидела, как величественна и огромна София! В Софии (как и в городах, над которыми мы уже пролетели) снега нет.
Далее мы полетели над Румынией. Пролетая над Бухарестом, я заметила, что в городе лежит снег. Что делать, мы возвращаемся на север. В Брашове также лежит снег.
Батюшки, уже Украина - Днепропетровск (несколько в стороне), Киев (точно под нами), Чернигов (в стороне). Но если в Румынии хоть и снег, но ясно, то в Украине небо затянуто облаками, и Киева внизу не видно.
Мы летели не просто на север, а на северо-восток - Солнце здесь должно заходить раньше. На территории Украины, вскоре после Киева, Солнце зашло. Через некоторое время (самолет летел выше облаков) стали видны планеты (Венера и Юпитер) и звезды (Телец и Орион). Но Меркурия я не увидела.
И вот самолет полетел над Россией. Сначала - над Брянском. Я была в этом городе в 1981 году. А женщина, сидевшая рядом со мной на 23E (я с ней разговорилась) никогда не была в этом городе. Затем мы пролетели над Калугой Циолковского и стали снижаться - до Москвы уже недалеко. Высота и скорость полета стали постепенно уменьшаться, температура за бортом - возрастать. Но она так и осталась отрицательной.
Уже совсем стемнело. Мы спустились ниже облаков. Сыпет снег!
Вот уже внизу видны дома юго-восточных московских пригородов. Вот они становятся всё больше и больше. Это не трехэтажные дома мальтийских триков, а огромные высотки московских улиц. Вот внизу показалась Земля. Высота десять метров, пять, три, один, касание! В момент, когда самолет коснулся Земли (21.07) все пассажиры (включая меня любимую) захлопали в ладоши.
Самолет побежал по взлетно-посадочной полосе погасил скорость, съехал с полосы, подъехал к зданию аэропорта, выключил двигатели и остановился. Рядом стояли знакомые русские самолеты авиакомпаний "Сибирь", "Аэрофлот" и других. Температура воздуха в Москве - минус 5 градусов, пасмурно, идет снег.
Мы попрощались с дружелюбным мальтийским экипажем и вышли из самолета. Время прибытия - 21.15, с опозданием на 25 минут (по графику - 20.50). Прошли по тоннелю в здание аэропорта. Прошли пограничный контроль и получили штампики о возвращении в Россию.
У ленты выдачи багажа я встретила Ирину Геннадьевну. Мы получили багаж. Тут Ирина Геннадьевна звонит моей маме (спасибо Марине Анатольевне - это она дала мамин номер) и просит сообщить пук- и пин-код моей сим-карты. Мама диктует Ирине Геннадьевне пук-код и пин-код. Я ввожу эти коды и разблокирую свою симку. Звоню маме, сообщаю о благополучном прибытии в Москву. Ура, связь с мамой восстановлена!
Поблагодарив Ирину Геннадьевну, я попрощалась с ней - она москвичка и поехала домой. А я поднялась на лифте на второй этаж, в зал ожидания, и села на свободное место. Убедилась, что действительно, ближайший самолет в Санкт-Петербург будет только в 9.55 утра. А сейчас 21.55. Мне предстояло томиться в Домодедово целых 12 часов. Половину суток. И притом с вещами. Заснуть нельзя - вещи могут украсть...
Мой рейс UN0003 авиакомпании "Трансаэро" уже был в таблице отправления, где-то в четвертом столбце, но регистрация так задолго, естественно, еще не началась.
А вот если бы в России было зимнее время, тогда я успела бы на последний вечерний самолет в Санкт-Петербург.
Я не догадалась сдать билет, взять такси и приехать на Ленинградский вокзал, чтобы поехать в Питер на поезде (поездов много, и вполне можно достать билет за час или два до отправления). Всё равно бы я приехала в Северную столицу только утром, но по крайней мере спала бы на полке, пока поезд проезжал через Бологое и Поповку. Но я не решилась на такую авантюру и ждала своего рейса...
О Боже, как медленно тянулись эти двенадцать часов... Несколько раз я звонила маме, несколько раз пила в буфете соки, несколько раз с вещами ходила, извините, по своим делам. Взглянула, какое же место было "моим" в мальтийском самолете. Оказалось - 16C у прохода. А я сидела на 23F у окна...
Закончилось 25 февраля, наступило 26-е, воскресенье. Мой рейс постепенно продвигался к началу таблицы. Наконец, около половины седьмого утра, в строке с рейсом появилась пометка "Регистрация открыта". Я подошла к стойке автоматической регистрации авиакомпании "Трансаэро" и зарегистрировалась. Получила место 11F у правого иллюминатора. Подошла к стойке № 59 и сдала багаж. Прошла в сектор C, в котором был мой выход на посадку - № 34. Прошла антитеррористический контроль (всё благополучно), дошла до Gate № 34 и села на свободный стул. До 9.55 еще оставалось более двух с половиной часов...
Эти часы также прошли в томительном ожидании. Заскочив в "заскочилку" я чуть не потеряла посадочный талон - шарю в кармане, а его нет. Неужели я больше никогда не увижу маму? Но вот ко мне подходит уборщица и спрашивает: это ваш? И держит в руке талон. Я поблагодарила уборщицу и взяла талон.
Постепенно начало светать. В 8.30 взошло Солнце. Но было пасмурно, шел снег, и восход было невозможно наблюдать.
Наконец, в 9.25 объявили посадку. Контролер оторвал часть посадочного талона, и я по тоннелю прошла в самолет. Села на свое место. Мой ряд имел одиннадцатый номер, но фактически был третьим - после первого ряда шел сразу десятый. Самолет был марки "Боинг-737". Мое место F было у правого иллюминатора.
Самолет заполнился до отказа. Со мной на 11E села молодая женщина, рядом, на 11D - ее муж.
В 9.50 пилоты начали заводить двигатель. Командир экипажа объявил о маршруте полета. Я позвонила маме - через полтора часа встречаемся!
Точно по графику, в 9.55, самолет поехал на шасси к взлетно-посадочной полосе, затем разогнался и взлетел. Мы пролетели над Москвой с юга на север, постепенно набирая высоту. Дома внизу скрылись, самолет поднялся над облаками. Стюардесса объявила, что максимальная высота равна 9600 метрам.
Затем стюардессы раздали нам ланч, подобный тому, что был в мальтийском самолете. Недаром в "Трансаэро" стоимость билета от Москвы до Питера (2745 рублей) значительно выше, чем в "Сибири" (2119 рублей) - там дают только сок.
На максимальной высоте мы летели минут тридцать, и начали снижаться - уже подлетаем к Санкт-Петербургу. Спустились ниже облаков - пасмурно и идет снег. Внизу появились питерские дома. Показалась Земля.
Ба, знакомые места! Вот мы пролетели над Московским шоссе, по которому я ехала в 2010 году на экскурсию в Великий Новгород и Валдай. Вот пересекаем Пулковское шоссе, на котором расположена знаменитая обсерватория и по которому проходит дорога в аэропорт. И вот уже касаемся Земли (в 11.18, на этот раз никто не хлопал), гасим скорость, подъезжаем к зданию аэропорта, выключаем двигатели и останавливаемся. Полная остановка самолета была точно по графику - в 11.25. Прощаемся с экипажем (не менее дружелюбным, чем мальтийский), выходим из самолета и ступаем на холодную землю Северной Столицы. Температура воздуха - минус 5 градусов, пасмурно и идет снег. Погода в Питере та же, что и в Москве.
Большинство пассажиров уже вошли в здание аэропорта. В какую дверь, я не увидела. Я тщательно проверяла вещи и вышла из самолета одной из последних (хотя и сидела впереди). На улице остались только я и какой-то мужчина.
Вспоминая свое возвращение из Адлера в 1985 году, я хотела войти в тот же зал с эскалаторами - тогда я вернулась в Ленинград именно через этот зал. Но тут сотрудник аэропорта сказал нам с дяденькой: "Дамы и господа, пройдите, пожалуйста, в автобус!" Мы сели в желтый аэропортовский автобус с номером 541. Двери были, естественно, справа.
541-й автобус проехал около ста метров и привез нас к тому входу, в который следовало входить в здание аэропорта. Мы с дяденькой вышли из автобуса и вошли в требуемую дверь в здание аэропорта. Боже, как всё изменилось здесь за 27 лет!
Пройдя через пару или тройку залов, я вышла в зал, где собрались встречающие. Ищу маму. Да вот же она. Любящая мама Женя улыбается мне, протягивает свои объятия, в которые с радостью бросается ее любимая дочка Маша (то есть я любимая). Мы расцеловали друг друга.
Затем мы с мамой прошли к ленте выдачи багажа, взяли мои чемоданы, вышли из здания аэропорта, сели на 39-й автобус (он подошел достаточно быстро), приехали на станцию метро "Московская", а оттуда - домой. Домой мы приехали примерно в 13.00.
Путешествие на Мальту закончилось. Однако мой рассказ - пока еще нет. В нем будет эпилог, посвященный воспоминанию мальтийской командировки, которое я совершила 30 апреля в северной части Санкт-Петербурга, а именно - в Озерках.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также