Время от времени в школе "Malta Crown" проводятся различные мероприятия: праздники, игры, экскурсии, вечера памяти того или иного деятеля науки, культуры или искусства. Несколько раз в год организовываются недели, посвященные нескольким предметам определенного цикла.
Иногда для провинившихся или плохо успевающих учащихся устраивается мероприятие, представляющее собой нечто среднее между наказанием и наградой (вспомните Айртона из "Детей капитана Гранта" Жюля Верна, который попал в промежуточное состояние между виселицей, которую он заслуживал, и свободой, которую ему не могли дать - он был высажен на необитаемом острове). Одно из таких мероприятий (в котором я не участвовала - ведь я хорошая дэвушка, не правда ли?))) было организовано во второй половине дня субботы, 28 января для учащихся, получивших в течение минувшей недели как минимум одну двойку. Называлось оно "Поездка "Сюрприз". Подробности этой поездки я узнала от детей, которые были в нее отправлены.
Детей привезли на автобусе в город Сент-Питерс Пул (St. Peter's Pool), пригород Марсашлокка, находящегося в одиннадцати километрах к юго-западу от Марсаскалы. Каждому участнику поездки сопровождавший их учитель географии и истории Геннадий Павлович Субботин дал карту юго-восточной части острова Мальта (к чему бы это? - подумали они...). В Сент-Питерс Пуле находится знаменитый морской рынок (The Marine Market), где можно купить рыбу, мидий и другие морепродукты, а также знаменитое мальтийское вино, виноград и другие фрукты, собранные с лучших плантаций Мальты. Пока дети покупали себе деликатесы (на вино, естественно, столь юные создания не позарились), водитель с Геннадием Павловичем незаметно уехали обратно в Марсаскалу.
Выйдя с рынка, дети обнаружили, что автобус как сквозь землю провалился. Тут одному из учеников звонит Геннадий Павлович, проясняет ситуацию и торжественно объявляет, что обратно они должны идти пешком, руководствуясь картой. А до Марсаскалы одиннадцать километров, причем немалая часть пути проходила по трикам, не имеющим тротуаров - приходилось довольствоваться узкой обочиной (по пути лежал город из-Зейтун, в котором я была 5 февраля - об этом я рассказала в одиннадцатой части - так что вторую половину этого нелегкого пути я себе представляю). Такой вот сюрприз...
Но, как говорится, голь на выдумки хитра - четверо участников "Сюрприза" поймали на пути попутку, по-английски объяснили водителю, куда им надо ехать, и приехали в Марсаскалу на машине (язык не только до Киева доведет))). Один из них, попросив у меня разрешения из кабинета информатики поговорить с мамой по "Скайпу", хвастался маме о своей находчивости. Остальные "сюрпризники" честно прошли свой нелегкий путь, увидели необыкновенно красивые места и успешно добрались до школы. Несмотря на то, что было пасмурно (но без осадков) и холодно - +8 градусов, море в тот день сверкало и наполняло радостью жизни.
Сказать честно, мне участников "Сюрприза" очень жалко - пусть даже они получили двойки, нельзя же так издеваться над детьми и заставлять их идти пешком столь дальний и трудный путь (в моем родном Санкт-Петербурге эквивалентом был бы путь пешком от Царского Села до станции метро "Московская"...). Я нисколько не осуждаю тех, кто поймал машину, и рада за них, что они смогли объясниться с водителем по-английски.
Занятия на третьей учебной неделе у меня проходили, как обычно. 31 января я провела второе занятие кружка астрономии, на котором рассказала о законах Кеплера, истинном и видимом движении планет вокруг Солнца, гео- и гелиоцентрической системах мира, конфигурациях внутренних и внешних планет, условиях их видимости в зависимости от текущей конфигурации, и о намечавшемся 6 июня прохождении Венеры по диску Солнца (которое я наблюдала из окна своей квартиры в Санкт-Петербурге - в отличие от 8 июня 2004 года, на этот раз повезло с облачностью). Детям занятие очень понравилось.
Закончился Jannar (январь), наступил Frar (февраль). Со 2 по 7 февраля в Марсаскале стояли очень теплые солнечные дни. Температура воздуха достигла +14 градусов. По народным приметам, если в праздник Сретения Господня (2 февраля) тепло, значит весна переспорила зиму и будет ранней. Правда к тому времени у меня закончится виза, и мне придется вернуться в Санкт-Петербург. А мама мне сообщила, что в этот день у нас на Севере было минус двадцать...
Вечером 2 февраля учитель химии и биологии Максим Гаврилович Тристан организовал вечер памяти Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) - в этот день исполнилось 105 лет со дня смерти великого русского химика. Это мероприятие состоялось в музыкальном зале школы после ужина, с 19.00 до 20.30.
Вечер памяти Д. И. Менделеева в школе "Malta Crown"
Максим Гаврилович рассказал о жизни и творчестве Дмитрия Ивановича, о том, с каким трудом он создавал свою знаменитую периодическую таблицу химических элементов - ведь никаких закономерностей в ее построении еще не было известно, электроны, протоны и другие элементарные частицы еще не были открыты.
Учащиеся дополнили рассказ Максима Гавриловича, рассказали о малоизвестных фактах из жизни Менделеева. Затем учитель и ученики отвечали на вопросы аудитории. Я задала Максиму Гавриловичу вопрос о том, почему 104-й и 105-й элементы, названные соответственно Курчатовием и Нильсборием, на современных таблицах Менделеева переименованы в Резерфордий и Дубний? Максим Гаврилович ответил, что по-видимому, подобная замена произошла по прихоти американских ученых, не желающих утверждать названия, предложенные в России (оба элемента были открыты в Дубне под Москвой). При этом американцы крайне непоследовательны - русского Курчатова заменили на англичанина Резерфорда, а датчанина Нильса Бора - на русскую Дубну. Или их не устраивают только русские люди, тогда как к нашим географическим названиям они лояльны?
Были интересны и другие вопросы. На большинство из них либо сам Максим Гаврилович, либо учащиеся смогли дать ответы, но на пару или тройку вопросов истина так и не была найдена. Невозможно объять необъятное.
Мне этот вечер очень понравился. Очень хочу установить подобную традицию и в школе Санкт-Петербурга, в которой я сейчас работаю.
В течение четвертой учебной недели, с 6 по 10 февраля, в школе "Malta Crown" прошла неделя географии и истории. В каждый из пяти вечеров после ужина, с 19.00, в музыкальном зале или в холле школы проходили игры или иные мероприятия по тематике, связанной с двумя указанными дисциплинами. Подобные недели организовываются в течение учебного года несколько раз, и всякий раз "героинями" мероприятий оказывается тот или иной набор дисциплин, связанных тематикой одного цикла.
Так, в октябре 2011 г. в "Malta Crown" проходила неделя экономики и обществознания, в декабре - неделя русского языка и литературы. После моего возвращения с Мальты, в марте 2012 г. прошла неделя химии и биологии, а в апреле (жаль, что я не могла в ней участвовать) - неделя математики, физики и информатики. А во время моей командировки, в феврале, настала очередь географии и истории.
Неделю географии и истории организовали учитель данных дисциплин Геннадий Павлович Субботин и библиотекарь Людмила Вячеславовна Данилова.
6 февраля Геннадий Павлович организовал "Свою игру" по географии и истории наподобие одноименной телевизионной передачи Петра Кулешова. Темы "Своей игры" вы можете увидеть на рисунке внизу.
Темы "Своей игры" по географии и истории
Суть игры состоит в следующем: первый участник (право начинать было предоставлено самому юному ученику - Коле Салабутову) выбирает тему и номинал вопроса (как видите, номиналы здесь гораздо скромнее, чем на телевидении - от 1 до 5 баллов). Коля начал с левого верхнего угла и выбрал "Драконы-1". Организатор, т. е. Геннадий Павлович, задает соответствующий вопрос. Любой участник (а в игре участвовали практически все ученики и учителя) имеет право, подняв руку, отвечать на заданный вопрос. Ответили правильно - получаете соответствующее количество баллов, которое подтверждается монеткой с соответствующим числом - ее вам дает Геннадий Павлович. После этого вы выбираете следующий вопрос. Ошиблись - стоимость вопроса вычитается из вашего счета (монетка отбирается или, если у вас нет монетки нужного номинала, обменивается на монетку меньшего номинала). В данном случае правом выбора следующего вопроса обладает тот же самый участник, который выбрал данный вопрос.
Монетки, специально изготовленные для игры, вы можете увидеть на рисунке ниже.
Аукционов и "Котов в мешке" предусмотрено не было. Вся игра состояла из одного раунда, однако в нем было представлено не 5, а 7 тем. Ограничение по времени отсутствовало - игра заканчивалась тогда, когда были исчерпаны все вопросы. Победителем объявлялся тот, кто набрал максимальное количество очков.
В теме "Драконы" речь шла о данном классе животных - как о мифических трехглавых зеленых (и не только) огнедышащих существах, так и о реальных не очень крупных зверьках семейства ящериц. В теме "Века, века" надо было правильно назвать век события, о котором повествуется в вопросе. Тема "Русь" касалась истории нашей страны до XV века, тема "История России" - после XV века, тема "Моя Москва" - столицы нашей Родины, тема "Всемирная история" - истории зарубежных стран. Тема "География" посвящена соответствующей научной дисциплине, тема "Спасайся, кто может" - экстремальным ситуациям.
Всех вопросов я уже не помню, могу назвать лишь один - какой праздник праздновали люди, вышедшие на демонстрацию 23 февраля 1917 г. в Петрограде, с которой началась Февральская революция. Я смогла правильно ответить на этот вопрос - Международный женский день (в простом году 23 февраля юлианского календаря соответствует 8 марта григорианского календаря).
Я смогла правильно ответить на 10 вопросов и набрать в общей сложности 35 баллов. В итоге я заняла третье место. Победителем же с 40 баллами (12 правильных ответов) стал девятиклассник Антон Гудков. Молодец!
7 февраля в 17.55 в кабинете информатики я провела третье занятие кружка астрономии, на котором речь шла о малых телах Солнечной системы - спутниках планет (главным из которых является наша Луна), астероидах (во главе с Церерой, открытой итальянским астрономом Джузеппе Пиацци на Сицилии, которая находится совсем близко к Мальте), кометах (самой знаменитой из которых является комета, названная именем открывшего ее английского астронома Эдмунда Галлея - эту комету мне удалось наблюдать в конце 1985 и в начале 1986 года). Детям было очень интересно!
В этот же день после ужина, в 19.00, в холле школы в рамках недели географии и истории прошел конкурс "Что? Где? Когда?", который проводила библиотекарь школы и по совместительству учитель истории Людмила Вячеславовна Данилова.
Суть конкурса заключалась в следующем. Из лучших учащихся школы были отобраны шесть человек - знатоки. В отличие от одноименной передачи на телевидении, они были разбиты на две команды по три человека в каждой. Капитаном одной из команд был назначен одиннадцатиклассник Ислам Гамзаев, капитаном другой - десятиклассник Яков Филиппов.
Знатоки должны были отвечать на вопросы. Вопросы были объединены исторической тематикой. Право ответа было за той командой, капитан которой раньше позвонит в звонок. После этого капитан назначает того, кто будет отвечать. Ответил правильно - команда получает очко. Ошибся - право ответа переходит к другой команде. Если участник второй команды дал правильный ответ - очко команде. Ошибся - право ответа переходит в зал, к "телезрителям", т. е. к учителям и ученикам, не включенным в состав знатоков. В случае правильного ответа очко получают телезрители. Если и в зале не был получен правильный ответ - всем по нулям, ведущая объявляет правильный ответ, и начинается новый раунд. Таким образом, в игре соревновались три команды - две тройки знатоков и телезрители. Побеждала та команда, которая первая набирала 6 очков.
В связи с отсутствием волчка вопросы не выбирались случайным образом, но задавались последовательно, в порядке возрастания их номеров.
На игре "Что? Где? Когда?"
Только дважды или трижды право ответа переходило в зал, вопросы были достаточно сложные, но дети их щелкали как орешки. Я отвечала только один раз, и то ошиблась. Вопрос был связан с древнегреческим правителем Драконтом, издавшим, как известно, очень суровые законы, которые мы называем "драконовскими" - смертная казнь предусматривалась как за серьезные преступления, так и за мелкие проступки. Когда римский посол спросил Драконта, почему тот установил такие жестокие законы, то Драконт ответил... (суть вопроса заключалась в том, чтобы угадать: что же ответил Драконт?).
Моя версия была: Драконт ответил: "Dura lex, sed lex" ("Закон суров, но это закон"). Эта версия оказалась ошибочной.
На самом деле слова Драконта были следующие: "Чтобы раз и навсегда искоренить преступность в Афинах, за самый мельчайший проступок я назначил смертную казнь. А поскольку более строго наказания, чем смертная казнь, я придумать не могу, то и за самые серьезные преступления приходится ограничиваться смертной казнью".
В результате победила команда Ислама Гамзаева. Молодцы! Команда Якова Филиппова набрала 4 очка, команда телезрителей - 2 очка.
8 февраля погода испортилась - небо затянуло облаками, пошел дождь, температура понизилась до +10 градусов. Однако настроение в этот день у всех было отличным - в 19.00 в музыкальном зале учитель географии и истории Геннадий Павлович Субботин проводил географическую игру "Пойми меня".
Суть игры, в которой участвовали три команды - в две из них входили ученики и родители, приехавшие их навестить, а в третью учителя и оставшаяся часть учеников - была следующей - в каждом раунде по телевизору (переключенному в режим "Видео") транслировался репортаж о некотором городе Земного шара на государственном языке той страны, в которой находится этот город (если в стране несколько государственных языков, то на одном из них). Задача участников игры была отгадать страну и город. При этом члены каждой команды совещались шёпотом и совместными усилиями писали на бумажке свою версию. Все три бумажки в закрытом виде подавались Геннадию Павловичу. Очко получала команда, правильно назвавшая и страну, и город. Если угадали две или все три команды - всем угадавшим командам начислялось по очку. Угадали только страну или только город - получаете пол-очка. Не угадали ни то, не другое - извините, ноль... Побеждает та команда, которая первой набирает 6 очков. Для исключения ничьей в первую очередь очки начислялись той команде, которая подала бумажку раньше.
Игра "Пойми меня"
В первом раунде был предложен репортаж о Вроцлаве на польском языке. Угадали все три команды. Второй раунд был сложнее - Тбилиси на грузинском. Угадала только одна команда - их выручила восьмиклассница Аза Киквадзе. Наша ошибочная версия была - Пекин на китайском, еще одна команда предположила Сеул на корейском... Третий раунд - Гавр на французском. На этот раз обе команды учеников получили по пол-очка, угадав Францию, но одни предположили, что это Гренобль, а другие - Марсель. Учителя отгадали правильно. Но всё равно мы пока лишь на втором месте - 2 на 2,5 (у третьей команды полтора очка).
Четвертый раунд - бразильский Петрополис на португальском. Ура, мы вырвались вперед, получив очко, тогда как у детей не было никакой версии. Пятый раунд - Лондон на английском. Слишком банально - угадали все. Шестой раунд - какой-то непонятный язык... Не угадал никто - это был парагвайский Асунсьон, причем не на испанском (тогда бы наверняка отгадали!), а на гуарани, также являющемся государственным языком Парагвая. Седьмой раунд - Тимишоара на румынском. Не угадал никто. Восьмой - Казань на татарском. Обе команды учеников отгадали, а мы, учителя, попали впросак, предположив турецкий Стамбул. Счет пока 4: 4,5 : 3,5 - мы опять отстаем...
Девятый раунд - монгольский Улан-Батор. Не угадал никто... Десятый - армянский Гюмри. Одна из команд учеников - та, у которой 4,5 очка - угадывает полностью, другим ученикам и нам, учителям, удалось угадать лишь Армению и предположить, что речь идет о Ереване. Счет 4,5 : 5,5 : 4. Одиннадцатый раунд оказался последним - речь шла о мальтийской Мдине, причем не на английском (тогда было бы слишком просто), а на мальтийском. Мы, учителя, угадали и Мальту, и Мдину, подали бумажку первыми и получили очко - пять с половиной. Ученики обеих команд угадали лишь Мальту - те, у которых было 5,5, предположили Валлетту, а те, у кого четыре - Марсаскалу. Но первым из них этой половинки хватило до победы...
В результате со счетом 6 : 5,5 : 4,5 победила команда, в которую входили Лиза Марченко, Маша Салабутова, Полина Данилова, Дима Бойко, Жанна Сучкова, Коля Салабутов и мама Никиты Селиванова. Поздравляем!
9 февраля опять с погодой стало лучше - Солнце и +13. Вечером, в 19.00, в холле школы состоялось очередное мероприятие недели географии и истории. На этот раз не игра (потехе время - хоть один часик надо посвятить делу...), а исторический вечер, организованный библиотекарем и учителем истории Людмилой Вячеславовной Даниловой.
Вечер был посвящен истории России, а точнее победам русских войск над наполеоновской Францией в 1812 г. и над нацистской Германией в 1945 г., мужеству солдат и офицеров, а также простых жителей. По телевизору были показаны документальные кадры сражений Великой Отечественной войны.
Исторический вечер
Вечер этот проходил на далекой Мальте, поэтому мы вспомнили и о победах мальтийцев над турками в XVI веке и над той же Германией в 1944 г. В последующие дни в хаз-Заббаре и в Валлетте, осматривая памятники героям Мальты, ценой своей жизни защищавшими свою землю и своих близких, я восхищалась их мужеством и самоотверженностью. Каждый кулик свое болото не только хвалит, но и защищает... Восхищаясь мужеством героев чужой земли, я научилась сильнее ценить своих героев.
В пятницу, 10 февраля, на Мальте был государственный праздник - день кораблекрушения святого апостола Павла. Мальтийцы в этот день не работали, отмечая событие, описанное в первом стихе двадцать восьмой главы деяний святых апостолов - как апостол Павел и его спутники, плывшие на корабле под конвоем из Иерусалима в Рим на суд к императору Октавиану Августу, потерпели крушение у берегов острова Мальта, но спаслись, высадившись на землю. Считается, что это событие произошло на севере острова - там, где впоследствии был основан город иль-Бахар сан Павл (il-Baħar san Pawl). Именно в этом городе прошли основные празднества, но по всей Мальте были устроены фейерверки, процессии, а в городах, расположенных на берегу моря (в т. ч. в Марсаскале) - морские представления.
10 февраля в Марсаскале светило Солнце, и температура вновь достигла +14 градусов.
В школе "Malta Crown" праздники празднуются по российскому, а не по мальтийскому календарю. Поэтому для нас это был обычный рабочий день. Я провела шесть уроков физики (до сих пор помню пятничное расписание - 11а, 9а, 9б, 10а, 10б, 11б), а после обеда пошла к бухте Wied il-Għajn, чтобы посмотреть морское представление по случаю праздника кораблекрушения св. Павла. К сожалению, не могу представить вам фотографии - как я говорила, свой фотоаппарат на Мальте я так и не смогла настроить, а фотографии событий недели географии и истории, сделанные доктором Виктором Феликсовичем, беру из архива, представленного на сайте школы. Придется ограничиться словесной информационной моделью этого представления...
Это было что-то! Рыболовецкие суда, окрашенные самым разнообразным образом - от одноцветных (зеленых, синих, красных, белых, желтых, фиолетовых и др.) до экзотических орнаментов (сцен битв мальтийских рыцарей с иноземцами, сюжетов из Библии, картин из повседневной жизни рыбаков и крестьян), плавали по бухте, выделывали зигзаги и восьмерки, сверкали сигнальными огнями разных цветов. Кроме небольших судов, в представлении участвовали и несколько больших кораблей, среди них - фрегат мальтийского флота "Виктория" и бриг "Шара" ("Xara"). Мне очень понравился этот парад. Мальтийцы умеют праздновать!
В этот же вечер, 10 февраля, после ужина, в 19.00, в музыкальном зале прошло последнее мероприятие недели истории и географии - игра "Звездный час", организованная учителем истории и географии Геннадием Павловичем Субботиным (в архиве сайта школы данное мероприятие ошибочно датировано 11 февраля, но я точно помню, что игра проходила десятого).
В этой игре непосредственными участниками были ученики, разбитые на три команды. Учителя следили за игрой в качестве зрителей и консультантов - в частности, в мои обязанности входил контроль за правильностью составления детьми физических формул, а Максим Гаврилович проверял точность химических формул. Наиболее трудные вопросы, с которыми учащиеся не смогли справиться, перенаправлялись учителям.
Игра состояла из нескольких конкурсов, каждый из которых был посвящен той или иной научной дисциплине. Порядок конкурсов регулировался картой, по которой был проложен путь корабля, плавающего по морю между континентами и островами, каждый из которых носил имя того или иного предмета - континенты Физикон, Химикалия и Историада, острова Математика, Русскоязычный, атолл Информатика, риф Географический. Всего, стало быть, игра состояла из семи конкурсов.
Таблица, "вывешенная" на флаге континента Историада
Игра "Звездный час"
Сначала корабль "Звездного часа" подплыл к континенту Физикон. Физический конкурс состоял из двух частей. В первой части Геннадий Павлович показал опыт - опускаем яйцо в воду, оно тонет. Доливаем воды, оно всплывает. Почему?
Дети смогли объяснить этот опыт - яйцо опустили в пресную воду, а потом долили соленой, плотность которой больше плотности яйца. Увеличившаяся архимедова сила заставила яйцо всплыть.
Второй опыт не удался - наливаем воду в стакан, прижимаем сверху лист бумаги, переворачиваем. Вода, к сожалению, вылилась (благо, не на пол, а в таз, который на всякий пожарный был подставлен))) - в тот день было слишком низкое атмосферное давление, и оно не смогло компенсировать вес воды...
Вторая часть физического конкурса заключалась в правильном составлении физической формулы из величин, буквенные обозначения которых были розданы детям на карточках (каждой команде - своя тройка величин). Я, как учитель физики, должна была проверять.
Две команды успешно справились с заданием, а третья, состоящая большей частью из одиннадцатиклассников, не смогла составить простую формулу "плотность тела равна отношению массы тела к его объему". В этот день на уроке мы проходили удельное сопротивление проводника, обозначаемое греческой буквой "ро" (также, как и плотность тела), и учащиеся подумали, что формула имеет отношение к электростатике (а оказалось, что к обычной статике...).
Покинув континент Физикон, корабль "Звездного часа" подплыл к острову Русскоязычный. Здесь учащимся предлагалось составить как можно больше слов из букв ключевого слова. С этим ключевым словом у меня связана забавная история. Дело в том, что в ночь на 10 февраля мне впервые в жизни приснился гальванометр (электрический прибор для измерения силы тока и напряжения, названный в честь сконструировавшего этот прибор итальянского физика Луиджи Гальвани) - видимо я много думала о физических приборах. И ключевое слово на конкурсе по русскому языку было... именно "гальванометр". Не зря говорят, что сны под пятницу сбываются...
Дети смогли составить довольно много слов из букв слова "гальванометр". Одно из них - "Мальта".
Покинув остров Русскоязычный, корабль приплыл к рифу Географический. Здесь Геннадий Павлович предложил каждой команде письменный рассказ о природных условиях некоторой страны (для каждой команды своей), надо было угадать страну. Одна команда правильно определила Норвегию, а другая - Мексику, третья предположила Египет, а это оказалась Саудовская Аравия. Бывает...
Затем корабль приплыл к континенту Химикалия. Командам были розданы карточки (всем одинаковые) с набором формул химических соединений. Одной команде требовалось выбрать из них кислоты, второй - оксиды, третьей - основания. Судьей был учитель химии и биологии Максим Гаврилович. Все три команды успешно справились с заданием.
Пятый конкурс проходил "на атолле" Информатика и был посвящен этой дисциплине - здесь опять судьей была я. Детям было предложено решить несколько примеров на арифметические действия в двоичной системе счисления (каждой команде по пять примеров, без проверки методом перевода аргументов и результата операции в десятичную систему счисления). В целом дети справились с заданием, лишь один пример в одной из команд был решен с ошибкой.
Шестой конкурс состоялся "на острове" Математика и состоял из двух частей. В первой части Геннадий Павлович назвал несколько троек чисел - (7, 24, 25), (6, 8, 10), (5, 12, 13) и еще несколько других троек. Нужно было определить, что это за тройки чисел и назвать самую знаменитую из них. Ребята быстро раскусили этот орешек - Пифагоровы тройки (т. е. длины катетов и гипотенузы прямоугольных треугольников), самая знаменитая - Египетская тройка (3, 4, 5).
Вторая часть математического конкурса состояла в решении достаточно сложной задачи по тригонометрии - как известно, тангенс 85 градусов с точностью до четвертого знака после запятой равен 11,4300. Требуется доказать, что искомый тангенс не может быть абсолютно точно равен числу 11,43.
Только в одной команде, благодаря десятикласснику Якову Филиппову, смогли решить эту задачу:
tg 85° = ctg 5°. По формулам тригонометрии ctg nα при целом n (в частности, при n = 6) выражается рациональной функцией через ctg α. Если бы ctg 5° был равен рациональному числу 11,43, то и ctg 30° также был бы рационален. Но ctg 30° равен иррациональному числу "корень квадратный из трех". Полученное противоречие доказывает утверждение задачи.
И наконец, корабль подплывает к континенту Историада, "на котором" состоялся седьмой - исторический - конкурс. Судьями были Геннадий Павлович и Людмила Вячеславовна.
На стенде была вывешена таблица (ее вы можете увидеть на фотографии выше). В центральной ячейке слово "Правители", в остальных восьми - имена правителей разных рангов, времен и народов - Юлий Цезарь, Александр Македонский, Карл Великий, Петр Первый, королева Виктория, Екатерина Вторая, Сталин, Александр Второй.
Геннадий Павлович раздал каждой команде по несколько карточек с высказываниями правителей. Задачей участников конкурса было определить, какое высказывание какому правителю принадлежит, и прикрепить каждую карточку магнитом к ячейке с именем соответствующего правителя. Часть высказываний были авторизованы правильно, но было и много ошибок...
После исторического конкурса игра закончилась, и были подведены ее итоги. В результате победила команда, состоявшая большей частью из учеников среднего возраста. Особенно отличились мои тезки - две Маши - восьмиклассница Маша Сохач и десятиклассница Маша Салабутова. Молодцы!
Каждому участнику команды-победительницы был вручен почетный орден Золотой Звезды, по форме действительно напоминающий этот астрономический объект. На этом неделя географии и истории была закончена.
После окончания игры я не сразу вернулась в гостиницу, но сначала опять пошла к бухте Wied il-Għajn - там в 21.00 был дан фейерверк в честь праздника кораблекрушения св. Павла. Очень красивое зрелище.
После фейерверка я пошла в гостиницу спать.
Приношу извинения за слишком доскональные научные подробности конкурсов. Но это неотъемлемая часть моей командировки. Хочется передать все впечатления.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также