Третья часть моего рассказа о путешествии в Париж посвящена среде, 2 января 2013 года. Мы с мамой начали этот день в каюте № 4016 парома "Том Сойер" компании TT-Line, шедшего из шведского Треллеборга в немецкий Росток, а закончили в 219-м номере гостиницы "Ibis", расположенной в пригороде французского города Лилля. При этом день был очень сложный - практически с утра до вечера мы были в пути. Трасса, трасса, трасса. Однако несколько часов мы посвятили экскурсии по столице Королевства Нидерландов - Амстердаму.
Проснувшись утром 2 января в своей каюте на "Томе Сойере" около пяти утра по центральноевропейскому времени, умывшись и одевшись, мы с мамой пошли завтракать в ресторан парома, расположенный на шестой палубе - там был организован шведский стол по 14 евро на человека. После завтрака мы с мамой начали готовиться к выходу - собрали вещи и пошли к Reception'у на пятую палубу. На Reception'е мы сдали ключи - в отличие от Silja и Viking Line на TT-Line ключи от кают нельзя забирать с собой, т. к. замки не перепрограммируемые.
В 6.30 "Том Сойер" прибыл в порт немецкого города Рóсток. Мы вышли из парома, спустились по высокой лестнице порта и сели в автобус. В Ростоке в половине седьмого утра было еще совсем темно. Температура воздуха равнялась +9 градусам, не было ни крупинки снега и даже следов, что он когда-либо здесь шел. И это при том, что Росток - не ахти какой юг: 54-я параллель - в России на ней расположена Тула (в которой в этот день было в лучшем случае 0 градусов). Как я завидую жителям Центральной Европы за такую мягкую зиму! Гольфстрим в действии...
В 6.45 автобус отправился из Ростока.
Германия на прямом пути была полностью транзитной - мы не останавливались по пути с целью экскурсии ни в одном немецком городе (на обратном пути, 6 января, мы посетили с экскурсией Бремен). Длина трассы 2 января составила больше тысячи километров, которые мы преодолели за семнадцать часов.
Отправившись из Ростокского порта, мы минут за десять проехали через этот северо-германский город (во время разделения Германии он принадлежал ГДР) и выехали на трассу, идущую с северо-востока на юго-запад. Как известно, при отрицательных склонениях Солнца (с 22 сентября по 20 марта) на юге долгота дня больше, чем на севере. Поэтому примерно через час после нашего отправления из Ростока начало постепенно рассветать, а около 8.20 взошло Солнце (восход мы не могли наблюдать - было пасмурно, хотя и без осадков).
Когда стало светло, я обратила внимание на особенность расстановки километровых столбов на территории Германии - если в России они ставятся через каждый километр, а в Финляндии и Швеции (а также в Дании и на Мальте) совсем отсутствуют, то в Германии километровые столбы расположены вдвое чаще, чем в России - через каждые полкилометра (число на каждом столбе имеет вид десятичной дроби с дробной частью либо ,0, либо ,5 (попеременно). В качестве разделителя целой и дробной частей немцы, как и русские, используют запятую.
Вскоре мы пересекли бывшую границу ГДР и ФРГ и поехали по западной части Германии. Около 9.30 остановились на полчаса у кафе - здесь у нас был второй завтрак, а также платный туалет за 70 центов (особенность, характерная именно для Германии: большинство туалетов в этой стране платные, по цене либо 50, либо 70 центов). Причем надо было опускать плату в автомат, который выдал "туалетный чек" на сумму 50 центов. Этот чек годен в течение 2 лет и дает право на однократную скидку на указанную сумму при покупке продуктов в любой торговой точке Германии.
В 10.00 мы поехали дальше. Вскоре объехали с юга крупный город Гамбург (второй по величине после Берлина город Германии) - здания южных районов города в течение четверти часа можно было видеть с нашей - правой - стороны по ходу движения автобуса.
Пока я описываю наше движение по Германии, хочется сказать несколько слов о современном политическом устройстве страны. И еще хочется вспомнить книжку английского писателя Алана Уиннингтона "Остановка "Берлин" (у меня дома хранится русскоязычное издание этой книги, вышедшее в 1982 году) - в ней один из героев точно предсказал, что Германия рано или поздно объединится, официально государство будет называться Федеративная Республика Германия (ФРГ) - по-немецки Bundesrepublik Deutschland (BRD), но столицей будет Берлин (а не Бонн). Именно так имеет место в действительности после объединения страны, произошедшего 3 октября 1990 года!
Германия является федеративной республикой, т. е. государством с республиканской формой правления, разделенное на 16 земель, каждая из которых имеет свои особенности в сфере законодательства. Главой государства является федеральный президент, избираемый Федеральным собранием - конституционным органом, созываемым специально для этой цели. Должность федерального президента Германии с 23 марта 2012 г. занимает Йоахим Гаук, родившийся в 1940 г. в Ростоке и бывший до 1990 г. протестантским пастором.
Главой федерального правительства Германии является федеральный канцлер, избираемый бундестагом (парламентом Германии). Этот пост с 2005 г. занимает Ангела Меркель, родившаяся в Гамбурге 17 июля 1954 г. (как я по-чёрному ей завидую в связи с тем, что ее день рождения приходится на разгар лета!), по образованию физик - первая женщина-канцлер в истории Германии.
Население Германии составляет около 82 миллионов человек, площадь территории - 357 021 км². Помимо тринадцати земель, состоящих из многих населенных пунктов, статус земли имеют три города - Берлин, Гамбург и Бремен. Государственный язык Германии - немецкий.
Около 13.00 мы остановились на час у ресторана - там мы пообедали. Туалет в ресторане был платный, но более дешевый - за 50 центов, причем плату собирала женщина-контролер, а туалетные чеки не выдавались. Туалетный чек с первой остановки мы использовали для получения скидки при оплате обеда.
Входя в здание ресторана и выходя из него, я запомнила, что по-немецки "к себе" - "ziehen" (буквально "тянуть"), а "от себя" - "drücken" (буквально "давить"). Вспоминая школьные познания из немецкого, я смогла перевести надпись, содержащую три буквы R подряд - "Geschirrrückgabe" означает "Возврат посуды". То, что Kasse - это касса, думаю, догадается и тот, кто совсем не знаком с немецким языком...
В 14.00 мы поехали дальше. Вскоре мы свернули на шоссе E30, ведущее в Амстердам. Числа на километровых столбах, начавшись от 57,5, постепенно уменьшались. Сразу после столба с числом 2,0 на правой стороне шоссе стоит щит с надписью на синем фоне: Nederland - 2000 m. А после столба с числом 0,0 - щит с двенадцатью звездами Евросоюза и надписью Nederland (фон щита - также синий).
Так мы легко и непринужденно, не проходя никаких контролей, выехали из Федеративной Республики Германии и въехали на территорию Королевства Нидерландов.
Главой государства, на территорию которого мы въехали, с 30 апреля 1980 года является королева Беатрикс. Она родилась 31 января 1938 года в небольшом городке Барн недалеко от Утрехта. В последний день текущего месяца, стало быть, королева Беатрикс должна будет отмечать свой 75-летний юбилей. Однако она не любит свой настоящий день рождения, приходящийся на "лютую" нидерландскую зиму (температура воздуха в Амстердаме, за немногими исключениями, не опускается ниже плюс пяти градусов), и празднует его весной, 30 апреля - в годовщину своего восшествия на престол. В этом я солидарна с королевой Беатрикс - я родилась 17 марта, но праздную свой день рождения вовремя только при очень хорошей погоде - обязательными условиями являются солнечная погода и положительная температура (с начала XXI века я праздновала день рождения вовремя лишь дважды - в 2002 и 2011 годах). Если же погода 17 марта плохая - облачно, дождь или снег, отрицательная температура и т. д., то я переношу свой день рождения на ближайший день с хорошей погодой (обычно он наступал до конца марта, но были случаи, когда подобающая моему дню рождения погода устанавливалась лишь в апреле).
В настоящее время в Европе правят три женщины-монарха: королева Елизавета II в Великобритании, королева Маргарита II в Дании и королева Беатрикс в Нидерландах. Но если в Дании сейчас правит лишь вторая королева за всю историю страны (первой была Маргарита I в 1387-1412 гг.), а в Англии женщины занимают трон время от времени (Елизавета II является шестой королевой после Марии I, Елизаветы I, Марии II, Анны и Виктории), но надолго: Виктория правила 63 года и 8 месяцев, а время правления Елизаветы II 6 февраля 2013 г. достигнет 61 года (по этому поводу я даже придумала присказку: много правит королей, много правят королевы - четыре короля, правившие между Викторией и Елизаветой - Эдуард VII, Георг V, Эдуард VIII и Георг VI - правили в сумме только 51 год), то в Нидерландах королева Беатрикс является третьей правящей королевой подряд: с 1890 года в Нидерландах трон бессменно принадлежит прекрасному полу. До Беатрикс трон Нидерландов занимали ее бабушка Вильгельмина и мама Юлиана. Нидерланды - страна, где правят только женщины...
У короля Вильгельма III, правившего в Нидерландах с 1849 по 1890 год, было три сына и дочь Вильгельмина, родившаяся 23 августа 1880 года в Гааге (когда отцу было уже 63 года и он уже не надеялся на прибавление в семействе). Однако все три сына умерли при жизни отца (младший - Александр - еще был жив во время рождения Вильгельмины, однако и он умер в 1884 г.), и, когда 24 ноября 1890 г. 73-летний король Вильгельм умер, десятилетнюю Вильгельмину провозгласили королевой, усадили на трон и надели корону. Понятно, что столь юная девочка не могла самостоятельно управлять страной, и до ее совершеннолетия (21 год, 23 августа 1901 г.) Нидерландами правила ее мать - принцесса Эмма, провозглашенная регентшей. Достигнув 21 года, Вильгельмина стала править самостоятельно.
Королева Вильгельмина прожила 82 года и скончалась 28 ноября 1962 года в местечке Хет Лоо. Если бы она оставалась королевой до самой смерти, она повторила бы рекорд по длительности правления среди всех времен и народов, принадлежащий французскому королю Людовику XIV, занимавшему престол 72 года - с 1643 по 1715 г. (при этом Людовик стал королем в пятилетнем возрасте). Впрочем, по точному количеству дней правления Людовик XIV всё равно бы сохранил первенство... Но 4 сентября 1948 г. 68-летняя Вильгельмина отреклась от престола в пользу единственной дочери Юлианы, родившейся в Гааге 30 апреля 1909 г. от мужа Генриха, герцога Мекленбург-Шверинского. Таким образом, общее время правления королевы Вильгельмины составило 57 лет, 9 месяцев и 11 дней.
Королева Юлиана правила 31 год, 7 месяцев и 26 дней - с 4 сентября 1948 г. по 30 апреля 1980 г. Она была замужем за принцем Бернардом цур Липпе-Бистерфельдом (1911 - 2004) - немцем по происхождению, который до вступления в брак состоял в ряде одиозных организаций нацистской Германии, однако перед свадьбой вышел из них. От этого брака королева Юлиана родила четырех дочерей - Беатрикс, Ирену, Маргариту и Кристину.
В день своего 71-летия, 30 апреля 1980 года, королева Юлиана отреклась от престола в пользу старшей дочери - Беатрикс, которая, таким образом, стала третьей подряд женщиной-монархом Нидерландов и правит уже тридцать третий год. Юлиана скончалась 20 марта 2004 г. в Барне, в возрасте без малого 95 лет. В том же году, 1 декабря в Утрехте, скончался и ее 93-летний супруг - принц Бернард.
После трех королев в Нидерландах будет править король Вильгельм-Александр - старший сын королевы Беатрикс и ее супруга принца Клауса фон Амсберга, носящий в настоящее время титул принца Оранского и являющийся наследником престола. А после короля Вильгельма-Александра - опять королева: у наследника престола и его супруги Максимы Соррегьеты (дочери Хорхе Соррегьеты, бывшего министра сельского хозяйства Аргентины в правительстве диктатора Хорхе Виделы) - четыре дочери, старшая из которых, Екатерина-Амалия, станет наследницей престола после смерти или отречения королевы Беатрикс.
Как только автобус въехал на территорию Королевства Нидерландов, справа по ходу движения начались зеленые километровые столбики - расположенные очень часто - через каждые сто метров (числа на них имеют формат десятичной дроби, цифра дробной части которых может быть любой от 0 до 9). Сразу после границы числа на километровых столбах начали постепенно возрастать от 0,0 до 65,4, затем мы свернули на шоссе, ведущее непосредственно в Амстердам - на нем числа убывали, незадолго до Амстердама сократившись до 14,0. Непосредственно на территории Амстердама километровых столбов не было.
Около 15.40 мы приехали в столицу Королевства Нидерландов - город Амстердам. Название города буквально переводится как "Дамба на реке Амстель". Город был основан в 1275 году (датой основания города считается 27 октября; по таблицам я определила, что этот день приходился на воскресенье). Своим возникновением город был обязан дамбе, обезопасившей район от наводнений. К XV веку Амстердам становится крупнейшим городом Нидерландов, в 1814 году сюда из Гааги была перенесена столица государства.
Амстердам расположен на 52-й параллели (в России аналогами являются Воронеж, Тамбов, Иркутск, Чита). Город расположен на берегу залива Эйсселмер Северного моря, через которое протекает Гольфстрим. Поэтому зима в Амстердаме (как и во всех Нидерландах) очень мягкая - температура почти никогда не опускается ниже +5 градусов (но иногда бывают достаточно сильные морозы - абсолютный минимум - минус 16 градусов). Лето достаточно теплое, но не жаркое (средняя температура +17 градусов, что на градус ниже, чем в Санкт-Петербурге; абсолютный максимум +34 градуса).
Лиственные деревья в Амстердаме были бóльшей частью без листьев, однако некоторые деревья и кустарники стояли с желтыми высохшими листьями - январь в Нидерландах по природным условиям примерно соответствует петербургскому ноябрю.
Автобус остановился напротив здания пивоваренного концерна "Heineken". На тротуаре лежало с десяток велосипедов, которые можно было взять напрокат. Нидерланды считаются мировой столицей велосипедного транспорта.
Пивоваренный концерн "Heineken" и велосипеды на тротуаре Здесь автобус остановился, и мы вышли на амстердамскую землю
Первая экскурсия, которая была организована в Амстердаме - катание на кораблике по его каналам. Она начиналась в 16.00. Гид раздала нам билеты. В 15.55 мы поднялись на борт катера и заняли свободные места. Точно по графику, в 16.00, катер отправился от причала.
У причала На таком катере мы плыли
На дальнем плане - амстердамский трамвай На борту катера
Около 16.30 зашло Солнце - долгота дня составила примерно 8.10, что значительно больше, чем в этот день в Санкт-Петербурге (6.08). В принципе, на 52-й параллели, по которой мы ехали, долгота дня в начале января должна составлять примерно 7.45, но еще около 25 минут прибавилось за счет того, что мы ехали с северо-востока на юго-запад.
Экскурсия на катере продолжалась немногим более часа. За время экскурсии мы проплыли по всем основным каналам Амстердама, сфотографировали основные виды и достопримечательности, видимые с катера, в т. ч. дом, в котором жила Анна Франк - еврейская девочка, погибшая во время Второй Мировой войны. Рассматривая номера домов, я обратила внимание, что в Амстердаме способ нумерации подобен московскому - если смотреть в сторону возрастания номеров, то нечетные дома будут слева, а четные справа.
Около 17.15 катер, совершив круг почета по всем каналам Амстердама, вернулся к причалу. Экскурсия закончилась.
После этого мы посетили квартал Красных фонарей. Фотографировать в квартале запрещено, но даже если бы запрета не было, я бы не стала снимать местных "героев" и "героинь". Как известно, в Нидерландах во-первых, разрешены легкие наркотики (опиум, гашиш, марихуана), но запрещены тяжелые (героин, кокаин), а во-вторых, разрешена эротика, но запрещена порнография. В квартале Красных фонарей можно свободно купить легкие наркотики (в виде порошка, курительной трубки или пищевых продуктов с "пикантной" начинкой). Но вывозить наркотики и изделия, содержащие оные, за пределы Нидерландов категорически запрещается. Гид нам рассказала, как во время одной из поездок две дамочки купили пирожки с марихуаной и съели их. Закон они не нарушили - "пикантности" были съедены, как говорится, "не отходя от кассы". Только вот потом этих дамочек весь день рвало...
Кроме того, за многими окнами квартала Красных фонарей стояли мило улыбающиеся девочки в одних трусиках и лифчике - они занимаются древнейшей профессией, и любой мужчина, договорившись, может за плату от 20 до 300 евро в час (в зависимости от происхождения и статуса "принцессы") "снять" одну из них. Если же "девочка" занята, то занавеска на окне задергивается - эротика в Нидерландах разрешена, но порнография запрещена. Говорят, что в квартале есть и "мальчики" - к услугам прекрасного пола.
В окнах, за которыми стоят "девочки" и "мальчики", горят фонари красного цвета - отсюда название квартала.
Среди подобных "девочек" и "мальчиков", как нам рассказала гид, немало лиц российского, украинского или белорусского происхождения. Обманутые тем или иным путем и оказавшиеся без средств к существованию, они не нашли другого выхода, как податься в квартал Красных фонарей. Мне очень жаль этих "девочек" и "мальчиков". Даже если бы не было запрета, я бы не стала их фотографировать...
После того, как мы вышли из квартала Красных фонарей, нам был предоставлен час свободного времени. Мы с мамой прошлись по главной улице Амстердама, носящей имя Damrak Straat (буквально "улица канала с дамбой"). Мне очень понравились дома и церкви на Дамраке, а также трамваи нескольких разных маршрутов, очень часто ходившие по рельсам, расположенным в середине улицы. Один из маршрутов имел номер 25 - в Санкт-Петербурге двадцать пятый трамвай идет мимо моего дома. Мама пошутила: "Маша, давай поедем на 25-м трамвае домой!"
Прогулявшись в течение часа по Дамраку, мы с мамой вернулись в автобус и поехали на сыроварню, расположенную на окраине Амстердама - туда у нас была организована экскурсия. Непосредственно перед приездом на сыроварню, мы проехали по набережной канала, бывшего по левую сторону движения автобуса. А по правую сторону протянулись виллы, принадлежащие самым богатым семьям Амстердама.
Когда мы приехали на сыроварню, нас встретил молодой сотрудник сего учреждения, прекрасно говорящий по-русски. Но он не русский, а болгарин - во времена социализма во всех странах "народной демократии", включая Болгарию, было введено обязательное изучение русского языка. Этого молодого человека зовут Александр.
Александр рассказал нам о своем ремесле - он занимается одновременно двумя казалось бы несовместимыми ремеслами - сыроварением и изготовлением национальной нидерландской обуви (за прошедшие 15 дней я успела забыть, как же эти башмаки называются...) Сыры здесь готовятся самые разнообразные - с дырками и без, круглые и квадратные, копченые и соленые. В соседнем зале был установлен станок для изготовления обуви, а в витринах выставлены башмаки всех фасонов и расцветок - маленькие и большие, женские и мужские, фермерские и рыбацкие, праздничные и повседневные.
После рассказа Александра мы прошли в третий зал, где можно было купить сыры. Большинство сыров имело круглую форму и были очень твердые, поэтому мы с мамой купили только две головки мягкого копченого сыра по 7 евро каждая (в настоящее время они уже съедены...).
Выйдя из здания сыроварни (было уже совсем темно, время - 20.05), мы вернулись в автобус и уехали из Амстердама. Проехав мимо богатых вилл, мы вскоре выехали на шоссе, ведущее в Бельгию. Пока мы ехали по территории Нидерландов, зеленые километровые столбы стояли через каждые сто метров. Но вот около 21.40 на правой стороне шоссе мы встретили два щита со звездами Евросоюза и надписью (на фламандском языке) Belgie - автобус въехал на территорию Королевства Бельгии. Километровые столбы сразу же прекратились - в отличие от Нидерландов, Бельгия не "метрифицирована".
Еще через десять метров справа стоял щит с надписью на фламандском языке: "Oost-Vlaanderen", что значит "Восточная Фландрия" - так называется провинция Бельгии, в которую мы въехали.
На прямом пути Бельгия была полностью транзитной, а на обратном (вечером 5 января) мы посетили ее столицу - Брюссель.
Единственный бельгийский город, через который мы проехали на прямом пути - это Антверпен. Он расположен прямо на шоссе. Я успела запомнить окончание надписи, светившейся на одном из зданий Антверпена, расположенном по правую сторону по ходу движения автобуса: "... van Antwerpen". Надпись явно на фламандском (а не на французском) языке - в Антверпене, как и во всей северной половине Бельгии доминирует фламандский язык, тогда как французский практически не используется.
Около 23 часов 15 минут кто-то из первых рядов тихо сказал: "Французская граница!" Через пару секунд на правой стороне шоссе показался щит со звездами Евросоюза и надписью "France" - мы въехали на территорию Французской Республики. Еще через десять метров стоял щит с золотистой надписью на коричневом фоне: "Région du Nord" (Северный регион) - центром данного департамента Франции является город Лилль, в окрестностях которого расположена наша гостиница.
Около 23.45 мы приехали в пригород Лилля (название пригорода я забыла, что-то типа Аскеруар) и подъехали к зданию гостиницы "Ибис" - здесь мы должны были переночевать. Нам с мамой достался двухместный номер № 219 на втором этаже по западноевропейским меркам (на третьем по российским). Поднявшись по лестнице и пройдя по коридору, мы дошли до своего номера. Четные номера с окнами во двор были по левую сторону коридора, а нечетные (в т. ч. наш) с окнами на улицу - по правую. Ключи были электронными и перепрограммируемыми.
Войдя в номер, мы обнаружили, что в нем находятся, как и подобает двухместному номеру, две кровати. Однако одна из них - простая, а вторая - двуспальная, "супружеская". Мама выбрала себе простую, а мне оставила супружескую - она уже старенькая, а мне пора замуж...
Кроме того, в номере были: телевизор (улавливающий только французские программы), холодильник и санузел с чистыми туалетом и ванной.
Перекусив запасами, купленными еще в Германии, и умывшись, мы с мамой легли спать. Так завершился столь насыщенный событиями день 2 января.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также