Третья часть посвящена понедельнику, 12 августа 2013 г. Весь день путешествие проходило по территории Норвегии.
Проснувшись в шесть часов утра по центральноевропейскому времени в нашем сотом номере гостиницы, расположенной в пригороде Осло, мы с мамой привели себя в порядок и к семи часам вышли на завтрак, организованный в ресторане гостиницы в режиме шведского (а точнее, норвежского) стола. Одной из особенностей завтрака был коричневый сыр, являющийся национальным продуктом Норвегии. На мой взгляд, коричневый сыр по вкусу практически не отличается от обыкновенного желтого.
После завтрака, в восемь утра, мы уехали из гостиницы на автобусе. Нашей целью был небольшой городок Флом, расположенный в долине в окружении гор, на берегу Согнефьорда - самого большого из норвежских фьордов. Из Флома у нас были намечены две экскурсии: на корабле по Согнефьорду и по горной железной дороге в город Мюрдал и обратно.
Вскоре после того, как мы отъехали от гостиницы, равнинный рельеф сменился горным. Постепенно высота местности над уровнем моря начала повышаться, а температура за окном - понижаться. Вместе с высотой менялась и форма растительности: высокие деревья сменились карликовыми, затем кустарниками и мхами, и, наконец, травой. Равнинные дороги сменились горными серпантинами, и в ряде случаев автобус вынужден был ехать очень медленно - на наиболее опасных участках ограничение скорости равнялось двадцати километрам в час.
Несмотря, что на дворе был август, разгар лета, на вершинах гор лежали полоски снега. Гид Анна сказала нам, что в это время, в августе, снег остался только в виде полосок, а еще два месяца тому назад - в июне - горы были покрыты сплошным слоем снега.
Помнится, в каком-то фильме-сказке иностранный посол требовал от короля отдать в пользу его страны южные леса, а, получив отказ - хотя бы северные горы. Насчет местонахождения южных лесов можно поспорить, но северные горы расположены именно здесь, в Норвегии.
Пока мы были в пути, гид Анна рассказывала нам об особенностях жизни норвежского общества. Одной из приятных особенностей Норвегии является то, что стандартная продолжительность отпуска здесь на неделю больше, чем в России - 35 суток. При этом, как правило, отпуск разбивается на две части - 21 день летом и 14 дней зимой. Причем 21 день отпуска каждому норвежцу обязаны предоставить летом (астрономическим - с 21 июня по 22 сентября, так что летняя часть отпуска вполне может быть и в сентябре, например, с 1-го по 21-е число). Отпуск норвежцы любят проводить в уединенных местах - в домиках со всеми удобствами где-нибудь в горах.
Зарплаты в Норвегии весьма высоки. В частности, учитель зарабатывает от 30 до 40 тысяч крон в месяц. Учитывая, что курс норвежской кроны на лето 2013 г.- около 5 рублей 70 копеек, в рублях это получается около двухсот тысяч. Остоется только позавидовать норвежским преподавателям белой (а может быть, и черной) завистью...
Пенсионный возраст в Норвегии очень высокий - 67 лет и для мужчин, и для женщин. Но и размер пенсий очень высокий - даже минимальная пенсия составляет 15 тысяч крон в месяц.
Государственный язык Норвегии - норвежский, имеющий два варианта - бу́кмол (bokmål - "книжная речь"), сформировавшийся на основе датского языка, и ню́ношк (nynorsk "новонорвежский"), искусственно созданный филологом и поэтом Иваром Андреасом Осеном (1813 - 1896) в целях освобеждения норвежского языка от датского влияния. Различия между букмолом и нюношком достаточно сильны, данные языки различаются примерно в той же стенени, что и украинский от русского. В современной Норвегии 90% населения говорят на букмоле и 10% - на нюношке.
Мы проехали через города Хёнефосс, Норесунд (здесь была бытовая остановка), Гулсвик, Фло, Бромма, Херад, Гол, Хемесдал, Мёркедал, Борлауг, Боргунд, Лердал. Периодически проезжали через тоннели, длина которых варьировалась от нескольких сотен метров до десяти и более километров. А после Лердала нам предстояло проехать через Лердальский тоннель, длина которого составляет двадцать четыре с половиной километра. Этот тоннель, построенный с 1995 по 2000 год, является самым длинным тоннелем в мире. Горы, в которых пробит тоннель, достигают высоты тысячи шестисот метров.
Тоннель мы преодолели минут за двадцать. Вынырнув с другой стороны, мы оказались в горной долине, в которой расположен Флом. Еще примерно через полчаса мы достигли Флома.
Флом представляет собой небольшой городок, расположенный в долине Фломсдален, среди гор, на берегу Согнефьорда. Население города составляет около четырехсот пятидесяти человек. Казалось бы, "куличики сатаны", но в середине двадцатого века во Фломе появился объект, который спустя полвека превратил городок в международный туристический центр. Этот объект - Фломская железная дорога.
Фломская железная дорога (по-норвежски Flåmsbana) была построена в 1924 - 1939 годах и открыта 1 августа 1940 г. - в первый год нацистской оккупации. Первый поезд на электрической тяге был пущен в 1944 г. - также во время оккупации. Даже в тяжелые военные годы норвежцы смогли открыть высокогорную железную дорогу и усовершенствовать ее. Молодцы!
Фломсбана соединяет Флом, расположенный на высоте двух метров над уровнем моря, с Мюрдалем, высота которого - 865 метров. Мюрдал расположен на железнодорожной линии, соединяющей столицу Норвегии - Осло со вторым по величине городом страны - Бергеном. Ветка на Флом первоначально строилась с целью скорейшей доставки пассажиров и груза на берег Согнефьорда. Однако до 90-х годов прошлого века она не пользовалась популярностью, и к 1995 году оказалась на грани закрытия. В это время кураторство над дорогой взяла на себя компания Flåm Utvikling AS, превратив ветку в туристический аттракцион. Популярность дороги возросла в разы, но в той же пропорции повысилась и стоимость билетов... За безопасность движения на Фломсбане по-прежнему отвечает Норвежское государственное управление железнодорожного транспорта (NSB AS).
Первой экскурсией после приезда во Флом у нас была именно поездка по Фломсбане в Мюрдал и обратно. Экскурсия стоила 80 евро на человека (можно было платить и в норвежских кронах - 380 крон, но нам с мамой необходимо было экономить кроны, поэтому мы заплатили в евро). Состав из восьми вагонов с надписью "Flåmsbana", окрашенных в зеленый цвет, стоял у платформы. Мы заняли места в одном из вагонов (вагон был зарезервирован специально для нашей группы). Около 12 часов (точное время не помню) поезд отправился.
Поезд поехал по извилистому серпантину с очень медленной скоростью - около пятнадцати километров в час, постепенно набирая высоту. С левой стороны в окно были видны высоченные горы, а с правой - глубокая пропасть. Периодически поезд останавливался на станциях, которых между Фломом и Мюрдалем насчитывается восемь (а вместе с конечными на Фломсбане десять станций). Первой станцией был Лунден, расположенный на высоте шестнадцати метров над уровнем моря, второй - Харейна (высота - 48 метров).
В Харейне мы выходили на улицу, чтобы увидеть водопад Рюандефоссен, вода которого падает вертикально с высоты ста сорока метров, долину Фломсдален с хуторами, на которых норвежцы любят проводить свой отпуск, Фломскую церковь, построенную в 1667 г., и гору Вибменоси высотой 1260 метров. Водопад представляет собой очень красивое зрелище, церковь мне очень понравилась, а на вершине горы даже в середине августа лежали полоски снега.
Третья станция - Далсботн (высота - 200 м). Справа по ходу поезда был виден хутор Стювисетхауген, построенный на огромном камне, а рядом - другой большой камень, играющий роль природного моста через бурлящую горную реку.
Четвертая станция - Береквам (343 м). Здесь поезд стоял достаточно долго - двадцать минут, т. к. в Берекваме расположен короткий двухколейный участок железной дороги, и поезд, идущий вверх, пропускает встречный поезд (последний имеет приоритет в движении). Мы опять выходили на улицу, чтобы полюбоваться видом на ущелье Береквамсьеллет и на реку Фломсельву, протекающую по дну ущелья.
После того, как наш поезд разминулся со встречным, он поехал дальше. На станциях второй половины пути поезд стоял мало времени (по одной или две минуты), поэтому на них мы не выходили из вагона. Пятой станцией был Бломхеллер (высота - 458 м), шестой - Кордал (556 м), седьмой - Кьос-Флоссен (669 м), восьмой - Рейнунга (768 м), девятой - Ватна-Халсен (851 м) и, наконец, десятой - Мюрдал (865 м). Весь путь от Флома до Мюрдала длиной немногим более двадцати километров поезд преодолел примерно за полтора часа - настолько трудно ему было ехать по горам.
В Мюрдале мы не выходили, т. к. здесь поезд стоит только пять минут, и мы рисковали опоздать к его отправлению. Мы пересели на противоположную сторону, чтобы теперь созерцать эту часть долины. Вскоре поезд отправился обратно, и еще через полтора часа мы вернулись во Флом (на этот раз в Берекваме поезд стоял только пять минут, поскольку имел приоритет перед встречным составом).
После экскурсии по Фломсбане у нас был обед в ресторане во Фломе (стоимость трех блюд - супа, мяса с картошкой и чая с пирожными составила 250 крон на двоих, поэтому мы с мамой истратили половину имевшейся у нас норвежской валюты), а затем - экскурсия на катере по Согнефьорду. Стоимость экскурсии составила 35 евро на человека.
С пристани во Фломе отправляются не только прогулочные катера, но и большие корабли. Мы увидели, как от причала отправился большой корабль "Queen Victoria", на флагштоке которого развевался английский флаг. А затем сели на катер, шедший под норвежским флагом. Название катера я забыла.
Строго говоря, Флом находится не на берегу самого Согнефьорда, а на берегу одного из его рукавов - Аурландс-фьорда. И именно по Аурландс-фьорду у нас была экскурсия. К сожалению, Аурландс-фьорд мне не понравился - пустынный залив, затерянный в горах, однообразные леса на берегу, лишь иногда скучная картина скрашивалась домиками на хуторах. Но эти домики, по словам гида Анны, снабжены всеми необходимыми удобствами, поэтому норвежцы, находясь вдали от цивилизации, могут наслаждаться всем спектром ее благ.
Экскурсия продолжалась два часа - час туда и час обратно. После ее окончания мы еще зашли в магазин во Фломе, где продавались одежда и сувениры. Но мы с мамой в этом магазине ничего не купили - знаменитые норвежские свитера стоили слишком дорого (самый дешевый - 450 крон), а безделушки нам не нужны. Мы обратили внимание на то, что в Норвегии нет "копеек", и стоимость всех товаров выражалась целым числом крон. Причем на одну крону ничего не купишь - самый дешевый магнитик стоил девятнадцать крон.
В магазине продавались календари на 2014 год, и я обратила внимание, что в Норвегии не так уж и много праздников: после 1 января следующий праздничный день - только в апреле (понедельник в Октаве Пасхи, в 2014 г. приходящийся на 21 апреля), и затем день Конституции Норвегии - 17 мая. Всего в течение года в Норвегии только девять праздничных дней (не считая тех, которые всегда попадают на воскресенье - Пасхи и Пятидесятницы). Для сравнения, в России в настоящее время сверх воскресений - четырнадцать праздников в году.
Около 17.30 мы уехали из Флома. На этот раз мы покинули Фломскую долину не через Лердальский тоннель, но иным путем. По пути мы остановились в городе Гейло, чтобы поужинать в ресторане местной гостиницы - к ужину в своей гостинице мы не успевали. Ужин стоил 25 евро на человека и состоял из лазаньи с картофельным пюре и чая с колбасой и с пирожными. После ужина мы воспользовались гостиничным компьютером, чтобы узнать погоду в Осло и в Санкт-Петербурге (в связи с отсутствием букв кириллицы на норвежской клавиатуре, запросы пришлось набирать по-английски - "Weather in Oslo" и "Weather in Saint-Petersburg". Оказалось, что в Осло 13 августа ожидалось +20 градусов, а в Санкт-Петербурге +24 градуса.
Около 21.30 мы покинули Гейло и поехали в сторону Гола. Примерно к 23 часам мы достигли города Гола. Но наша гостиница располагалась не в самом Голе, а под Голом. А точнее - над Голом. Проехав через город, автобус поднялся по серпантину на километр и еще на один метр. Примерно в 23.30 мы приехали в нашу гостиницу, которая так и называлась - "Height 1001 m" ("Высота 1001 м"). Гостиница имеет три этажа, нумерующихся с нулевого по второй. Гид Анна раздала нам ключи от номеров. Вся наша группа располагалась на верхнем, втором (третьем по российским меркам) этаже, в дальнем конце корпуса. Номер нашего номера (извините за каламбур) я забыла. Мы прошли по нулевому этажу в дальний конец коридора, а затем по той лестнице поднялись на второй этаж (лифт в гостинице есть, но мы им не пользовались и предпочли подняться по лестнице). Войдя в номер, мы с мамой разделись и помылись.
Как и в гостинице в пригороде Осло, в номере была Библия с текстом на норвежском и английском языках. Немного почитав Библию, мы с мамой легли спать и заснули.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также