Двадцать седьмая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена Беломорску - городу в Республике Карелия, в котором я была в течение суток в июле 1990 г. - с 10 часов утра субботы, 21 июля до 10 часов утра воскресенья, 22 июля. В этот северный город мы с папой ездили в составе научной группы Ленинградского государственного университета с целью наблюдения солнечного затмения, которое должно было произойти ранним утром 22 июля и полоса полной фазы которого проходила по северным районам России.
Купив осенью 1989 г. астрономический календарь на 1990 г., я узнала, что 22 июля произойдет полное солнечное затмение, причем в моем родном городе - тогда еще в Ленинграде - фаза будет очень большой - 0,974 C (это означает, что в момент максимума затмения доля солнечного диска, закрытая Луной, составит 0,974 (или 97,4 %) от всей площади диска Солнца, а буква C символизирует то, что Луна закроет северную (верхнюю) часть Солнца, тогда как с юга (снизу) останется яркий узкий серп, площадь которого составит 0,026 (2,6 %) площади диска Солнца). Полоса полной фазы, в которой Луна закроет Солнце целиком, пройдет примерно в восьмистах километрах севернее. Ближайший к Ленинграду город, попадающий в эту полосу - карельский Беломорск. В июне 1990 г. в Ленинградском государственном университете была сформирована научная группа, которая отправится в Беломорск на наблюдения затмения. Папа вошел в состав этой группы. И по блату он взял меня с собой.
За месяц с небольшим до начала затмения у нас в семье произошло прибавление в семействе - осенью 1989 г. у папы с мамой возникла внезапная страсть (седина в ребро - бес в бороду ), результатом которой стала моя младшая сестра Аня. Она родилась в пятницу, 15 июня 1990 г. В связи с этим мама не смогла нас проводить - она осталась с маленькой Анечкой, которая требовала постоянного ухода, дома, тогда как мы с папой днем в пятницу, 20 июля поехали на Московский вокзал, чтобы сесть на поезд "Ленинград - Мурманск" и доехать на нем до Беломорска. Поезд отправлялся около 14.30 (точное время не помню). В моей памяти не сохранились ни номер поезда, ни номер вагона, в котором мы ехали. Даже в номерах мест на прямом пути я не уверена - кажется у меня было место № 33, а у папы - № 34 (помню, что я ехала на нижнем месте, а папа - на верхнем). В этом же вагоне ехали и другие члены нашей группы, состоявшей примерно из десяти человек.
Отправившись с Московского вокзала, поезд поехал через Обухово, Рыбацкое, Ижору, Мгу, Войбокало, Волховстрой, Сясьстрой, Пашу, Лодейное Поле, Подпорожье, и, обогнув с юга Ладожское озеро, в районе станции Пай въехал на территорию Республики Карелия. В Пае поезд был около 23.30, и мы легли спать.
Ночью поезд проехал через города Ладва, Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск, Сегежа. Когда я проснулась около девяти часов утра в субботу, 21 июля, поезд стоял на станции Надвоицы. Проснувшись, мы попили чаю и начали приводить в порядок вещи - от Надвоиц до Беломорска примерно час пути. Примерно в 9.45 поезд приехал на станцию Сосновец, постоял пару минут и поехал дальше. И, наконец, в 10 утра или немногим позже (точно не помню) поезд приехал в Беломорск.
Мы вышли из поезда на платформу и пошли в здание вокзала. Поезд поехал дальше на север (уже без нас). В здании вокзала мы оставили чемоданы в камере хранения. Наша группа использовала несколько ячеек (их номера я не помню), но во всех ячейках мы использовали один и тот же шифр, предложенный мной: Б-781. Б - в честь Беломорска, 781 - расстояние в километрах от Ленинграда до Беломорска (согласно километровому столбу, стоявшему у станции справа от путей). После этого мы пошли гулять по Беломорску - затмение будет только на следующее утро, и у нас еще будет время установить и настроить инструменты для наблюдений.
Беломорский вокзал Один из домов в Беломорске
Беломорск - город в России, в Республике Карелия, административный центр Беломорского района Карелии и Беломорского городского поселения. Основан кал село Сорока в 1419 г. В 1429 г. из Сороки на Соловецкие острова отправились основатели Соловецкого монастыря - монахи Зосима и Савватий. 11 сентября 1938 г. Сорока была переименована в Беломорск, который получил статус города. В 1941-1944 гг. Беломорск был временной столицей Карело-Финской АССР.
Город расположен на западном берегу Белого моря, в устье реки Выг, в 376 километрах к северу от Петрозаводска, недалеко от Соловецких островов.
Беломорск расположен на широте 64,5 градуса к северу от экватора (пока это самая северная точка, в которой я была) и на долготе 34 градуса 45 минут к востоку от Гринвича. Климат Беломорска - субарктический, морской. Средняя температура зимы - минус 7 градусов, лета - плюс 17 градусов, годовая - плюс 4 градуса. Осадков - 435 мм в год (минимум в феврале, максимум в августе). Город расположен всего в двух градусах южнее Северного полярного круга, и максимальная долгота дня (21 июня) составляет здесь около 23 часов, а минимальная (21 или 22 декабря) - около 4 часов. В Беломорске наблюдается продолжительный период очень светлых белых ночей - с 13 мая по 30 июля.
Беломорск - типичный провинциальный городок. Его население составляет около десяти тысяч человек. В городе отсутствуют высшие учебные заведения, имеются лишь две школы, одна вечерняя школа, один межшкольный учебный комбинат, четыре детских сада, а также художественная и музыкальная школы. Среди промышленных предприятий следует отметить лесозавод.
В период навигации (с конца апреля до середины ноября) из Беломорска регулярно ходят пароходы на Соловецкие острова. Но время в пути достаточно велико, и мы рисковали опоздать на затмение. Поэтому на Соловки (расположенные в стороне от полосы полной фазы) мы не поехали. Взамен мы пошли на пешеходную экскурсию в поселок Зала́вруга, в котором находится большое количество наскальных изображений (петроглифов), выполненных пять или шесть тысяч лет назад.
Нас сопровождал местный гид - мужчина лет сорока пяти - пятидесяти, имя которого я забыла. Путь к Залавруге проходил по скалистому берегу реки Выг. Идти по камням было очень трудно. Незадолго до Залавруги мы увидели, что на одной из скал был сделан рисунок. Изображение было похоже на сцену охоты. Под рисунком была подпись: "Здесь был Саша" и дата. Точную дату я не помню, но год запомнила - 1978-й. Гид нам объяснил, что это подделка. Современные "петроглифы" 1978-го года созданы местными мальчишками, решившими немножко пошутить...
Но вот наконец мы пришли в Залавругу. Здесь мы увидели уже не поддельные, а настоящие петроглифы, выполненные первобытными людьми в четвертом или третьем тысячелетии до Рождества Христова.
Слово "петроглиф" образовано от греческих слов πέτρος - камень и γλυφή - резьба, т. е. буквально означает "вырезанный на камне".
Гид нам рассказал, что Залавруга делится на Старую и Новую. Петроглифы Старой Залавруги были открыты в 1936 г., Новой - в 1963-м. По мнению различных исследователей, в большом и ярком скоплении изображений Старой Залавруги можно выделить несколько групп петроглифов: охоту с лодок на морского зверя, батальные сцены и лесную охоту на оленей.
Многие исследователи по-разному трактуют смысловые нагрузки наскальных изображений и их назначение. В частности, по мнению археолога А. М. Линевского (1902-1985), среди петроглифов Старой Залавруги можно выделить две композиции. Первая изображает трех огромных, почти в натуральную величину, лосей, идущих друг за другом, и цепочку расположенных под ногами у них, как бы преградивших путь больших лодок с гребцами. В ней отражена осенняя охота на лосей, переправляющихся через реку во время перекочевки с севера на юг. На второй композиции можно увидеть два растянувшихся в цепочку стада оленей, сбегающихся под углом в одну точку, которая по Линевскому является сценой магического сгона оленей.
Старая Залавруга Петроглифы Старой Залавруги
Северо-восточное скопление петроглифов Старой Залавруги преимущественно состоит из изображений людей. В их числе лыжники, лучники, убитые. Встречаются лодки, летящие стрелы, следы человека или животных, четвероногие животные. Их дополняют линии, крестообразная фигура, изображение неправильных очертаний, несколько кружков, непонятные фигуры, уникальное изображение жилища, остов лодки, «какой-то снаряд», геометрические фигуры и большое контурное морское животное.
Новую Залавругу исследовала группа археологов под руководством Ю. А. Савватеева (р. 1936).
Природа сберегла рисунки древности под слоем почвы. В Новой Залавруге было обнаружено 26 групп петроглифов, рассредоточенных на значительной территории. Одной из интереснейших групп изображений Новой Залавруги является сцена переноса лодки.
Выразительную лодку с высокими бортами, украшенную головой лося, в которой невысокими столбиками обозначены пять "пассажиров", снизу поддерживают или несут три человека: один — корму и два — носовую часть. Высокий, слегка загнутый на конце кормовой выступ касается кормового выступа другой, как бы проплывающей наперерез ей лодки всего с двумя гребцами. По мнению исследователей петроглифов, данная сцена воспроизводит культовый обряд с использованием лодки или изображает мифологический сюжет, повествующий, например, о "путешествии" душ умерших. Во всяком случае, данная сцена мало похожа на "картинку с натуры".
Одной из самых крупных сцен является сцена зимней охоты на лосей.
Три охотника, идущие на лыжах, преследуют лосей, настигают их и бьют. Лыжный след, оставляемый охотниками, различен по начертанию. Он то ступающий, то скользящий. По-видимому, сплошные отрезки лыжни означают, что охотники съезжают по склону. Ниже начала лыжни видна цепочка лосиных следов. Животные, как и лыжники, вначале идут след в след. Как только лыжня и след лосей максимально сближаются, на сцене появляются главные действующие лица — охотники. Животные разбегаются, за каждым из них теперь тянется свой след, У крутого поворота лыжни один из охотников останавливается и стреляет из лука в отставшего лося. Вскоре второй из охотников, преследующий центрального, самого крупного лося, сходит с лыжни, настигает сохатого и бьет его копьем. От груди охотника спускается непонятная линия, свисающая ниже лыжни,— часть охотничьего снаряжения. Самый длинный путь проделал третий охотник. Он описал полукруг и, выйдя наперерез головному лосю, поразил его из лука тремя стрелами. Точки, которые тянутся по обеим сторонам лыжни можно считать за следы лыжных палок либо за знаки счета, обозначающие количество людей, участвующих в охоте.
По тщательности и мастерству исполнения, сложности, выразительности, масштабам данная сцена уникальна. Самым подходящим месяцем для такой охоты является март - начало весны, период наста. По затвердевшему снегу охотникам легче было догнать громадных животных, которых не выдерживал даже прочный наст.
Среди изображений Беломорских петроглифов человеческие фигуры изображаются в профиль и только единственная из них показывает человека в фас. Эту фигурку Новой Залавруги ученые именуют "пляшущим человечком". Некоторые исследователи отводят ему роль шамана, другие считают, что это изображение женской фигуры, материнского начала.
У местных жителей есть легенда, что если прикоснуться к "пляшущему человечку" и попросить что-нибудь, дух шамана, выбившего это изображение, обязательно исполнит просьбу.
К вечеру мы вернулись из Залавруги в Беломорск. В автомате, похожем на тот, из которого пьют газированную воду, мы попили квасу (сколько денег надо было опускать в автомат, я забыла - кажется, три копейки) и стали готовиться к ночлегу. В принципе, нам предложили переночевать в здании местной школы. Но затмение должно было произойти очень рано - его начало природа "назначила" на пять часов утра. Мы рисковали не успеть установить и настроить инструменты для наблюдений. Поэтому мы предпочли переночевать в палатках на южной опушке леса.
В течение часа, с 22 до 23 часов мы разбили палатки, затем установили и настроили наблюдательные инструменты. Затем поставили будильники на пол-пятого и заснули. Помню, что мы намазались кремом "Окталар", защищающим от укусов комаров.
Несмотря на то, что уже прошел месяц после летнего солнцестояния, ночь была очень светлой - при склонении Солнца плюс 20 градусов 15 минут на широте 64,5 градуса глубина погружения Солнца под горизонт в полночь составила лишь пять с четвертью градуса (для сравнения, в Санкт-Петербурге в самую белую ночь с 21 на 22 июня Солнце в полночь погружается на 6 градусов 37 минут).
Проснувшись в пол-пятого утра воскресенья, 22 июля и позавтракав, мы стали готовиться к наблюдениям затмения. Главными инструментами была серия из трех телескопов, объективы которых были оборудованы темными стеклами, защищающими глаза от ярких лучей Солнца.
В 05:05 на солнечном диске образовался небольшой ущерб - Луна начала постепенно заслонять собой Солнце. Постепенно ущерб увеличивался, продвигаясь всё дальше и дальше по диску Солнца справа налево - в это время происходили возрастающие частные фазы затмения. К шести часам от видимой части Солнца остался лишь узенький серпик слева, стало темно - даже темнее, чем в полночь здешней очень светлой белой ночи.
Потемнение на Земле во время
большой частной фазы затмения
Вскоре на левом краю Солнца вспыхнуло бриллиантовое кольцо - эффект, который наблюдается за мгновение до начала полной фазы солнечного затмения либо через мгновение после ее окончания. Когда последние лучи солнечного света проходят через долины края лунного диска, на небе как будто вспыхивает кольцо со сверкающим бриллиантом. Это очень красивое явление продолжалось только две секунды, поэтому нельзя было отходить от телескопов, иначе мы рисковали пропустить зрелище.
Бриллиантовое кольцо
(конфигурация при окончании полной фазы)
Но вот исчез и этот узенький серпик... С запада (поскольку мы смотрели на северо-восток, где в этот утренний час находилось Солнце - практически со стороны нашей спины) с большой скоростью (около одного километра в секунду) пронеслась тень Луны, покрывшая Землю. Земля погрузилась во тьму - было значительно темнее, чем в минувшую полночь. Непосредственно в начале полной фазы затмения на левом краю Солнца появились четки Бейли - оптический эффект, исследованный английским астрономом Фрэнсисом Бейли (1774-1844) в 1836 г.
Четки Бейли
(конфигурация при окончании полной фазы)
Четки Бейли возникают в начале и в конце полной фазы солнечного затмения, непосредственно после второго и непосредственно перед третьим касанием диском Луны диска Солнца. Четки Бейли представляют собой последовательность ярких пятен вдоль края лунного диска, возникающих, когда солнечный диск согласно истинному положению на небесной сфере полностью скрыт лунным, но согласно видимому положению проглядывается между лунными горами или углублениями в центрах лунных кратеров, оказавшихся на тот момент на краю лунного диска. Явление выглядит как точки ослепительно-рубиново-красного цвета, похожие на четки (бусы для отсчета количества молитв, произносимых многократно). Четки Бейли Хорошо видны только в бинокль или в телескоп.
Во время полной фазы, продолжавшейся 2 минуты 27 секунд (с 06:17:05 до 06:19:32), вокруг Солнца была видна солнечная корона - внешние слои атмосферы Солнца, имеющие очень высокую температуру - около миллиона градусов. При обычном ярком свете Солнца корона не видна - ее можно наблюдать только во время полной фазы затмения. 1990 год был годом максимума 22-го цикла солнечной активности, и поэтому видимые размеры солнечной короны были весьма внушительными.
Полная фаза солнечного затмения Звездное небо во время полной фазы
На небе были видны планеты Меркурий, Венера, Марс и Юпитер, а также яркие звезды созвездий Тельца (Альдебаран и Нат), Ориона (Бетельгейзе, Беллатрикс, Ригель и пояс), Льва (Регул), Девы (Спика). Солнце во время затмения находилось в созвездии Рака, и непосредственно рядом с Солнцем было видно рассеянное звездное скопление Яслей, а правее, в созвездии Тельца - звездные скопления Плеяд и Гиад.
Через 2 минуты 27 секунд полная фаза затмения закончилась. Вновь непосредственно перед окончанием полной фазы были видны четки Бейли, а сразу после ее окончания - бриллиантовое кольцо. Но теперь эти явления наблюдались на правом краю солнечного диска. Лунная тень умчалась на восток (немного направо от направления "вперед"), и справа вспыхнул яркий серп Солнца. Корона погасла, звезды исчезли. Размер видимой части Солнца постепенно увеличивался - лунный диск сходил с солнечного, шли убывающие частные фазы затмения. Быстро посветлело. Примерно к половине восьмого на солнечном диске остался лишь небольшой ущерб на левом краю, и в 07:32 затмение закончилось.
Завершив наблюдения, мы собрали инструменты и пошли к вокзалу Беломорска. Прямого поезда в Ленинград ждать еще очень долго, поэтому мы решили ехать через Петрозаводск. Мы купили билеты до Петрозаводска на поезд "Мурманск-Новороссийск". Номер поезда и номер вагона я не помню, а номера мест помню точно - нам с папой достались места №№ 31 и 32, в восьмом купе. Напротив, на местах №№ 29 и 30, ехали двое других участников нашей группы. Поезд отправился из Беломорска на юг около десяти часов утра. Спать пока не было необходимости, и я села к окну на нижнем месте № 31, а папа - рядом. Наши визави также сидели на нижнем месте № 29. К сожалению, нам не повезло с ориентацией наших мест - мы с папой ехали против хода поезда, тогда как наши визави с 29-го места - по ходу.
Минут через пятнадцать после отправления из Беломорска поезд прибыл на станцию Сосновец. Затем поезд останавливался в поселке Надво́ицы, названном так отнюдь не от словосочетания "на двое" (как я предполагала), а по той причине, что поселок расположен "над воем", то есть над водопадом - неподалеку от Надвоиц находится Воицкий Падун - гремящий водопад на реке Нижний Выг.
Водопад Воицкий Падун Вокзал в городе Сегежа
Далее поезд стоял в городе Сеге́жа. Каких-либо особых достопримечательностей в этом городе нет - ограничиваюсь фотографией железнодорожного вокзала. Следующей станцией после Сегежи, на которой поезд останавливался, был Медвежьегорск. Наши попутчики с 29-го места расхвалили этот город, расположенный у подножия Медвежьей горы - говорили, что он очень красивый, а рядом со зданием вокзала воздвигнута скульптура медведя, являющаяся символом города. Эту скульптуру можно видеть из окна поезда или выйдя на платформу (что вполне можно было сделать, поскольку поезд стоял в Медвежьегорске двадцать минут). Я готовилась увидеть неописуемые красоты, но...
Затмение происходило ранним утром, и я (как и другие участники группы) минувшей ночью спала мало. И сейчас в поезде я решила немножко полежать на нижнем 31-м месте. Помню, что перед тем, как я легла, поезд проехал мимо километрового столба с числом 553. И практически сразу после того, как я легла, я крепко заснула. Когда я проснулась и взглянула на часы, я установила, что я проспала час, а выглянув в окно, увидела километровый столб с числом 532. "За час мы проехали только двадцать один километр???" - спросила я. - "Так поезд же долго стоял" - ответил папа. "Где?" - спросила я. - "В Медвежьегорске". - "Так почему же ты меня не разбудил???" - "Я подумал, что тебя лучше не тревожить" - сказал папа. Таким образом, красот Медвежьегорска я так и не увидела...
Железнодорожный вокзал Медвежьегорска Фигура медведя
Со следующим городом - Ко́ндопогой - мне повезло больше. В этом городе мы с папой и с другими участниками группы выходили на платформу подышать свежим воздухом (поезд стоял пятнадцать минут). К достопримечательностям Кондопоги следует отнести Успенскую церковь и церковь Рождества Пресвятой Девы Марии, построенные в восемнадцатом веке, а также два карильона - полусферические сооружения из серии колоколов, служащие для воспроизведения концертов колокольного звона. Однако карильоны, изготовленные в Нидерландах, появились в Кондопоге одиннадцатью годами позже - в 2001 г. В 1990 г., когда мы проезжали через город, карильонов в нем еще не было.
Успенская церковь в Кондопоге церковь Рождества Пресвятой Девы Марии
14-метровый карильон на 23 колокола Фонтаны перед Ледовым дворцом,
открытая сцена и карильон
Кроме Кондопоги, карильоны в России имеются в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, и в Дубне (Московская область). Как и в Кондопоге, петербургские и дубнинские карильоны установлены в 2001 г.
Кто бы мог представить, что тихая Кондопога в начале XXI века станет ареной межнационального конфликта: в 2004 г. в городе были убиты два представителя одного из народов Кавказа. Ответственность за преступление взяла на себя местная националистическая организация...
Отправившись из Кондопоги, поезд примерно к 21 часу доехал до столицы Республики Карелия - города Петрозаводска. Вокзал Петрозаводска был снабжен надписью "Петрозаводск" на русском языке и "Petroskoi" на карельском и финском языках (на этих двух языках название столицы Карелии совпадают).
Петрозаводский вокзал Фонтан "Юность"
В Петрозаводске мы вышли из поезда, вошли в здание вокзала и оставили багаж в камере хранения (шифр был тот же, что и в Беломорске). Затем купили билеты на поезд "Петрозаводск-Ленинград", отправлявшийся, если мне не изменяет память, в 22.50 - к сожалению, билеты были только в общий вагон. И затем немножко походили по Петрозаводску.
Петрозаводск - столица и самый крупный город Республики Карелия. Город расположен на обоих берегах Петрозаводской губы Онежского озера. Площадь города составляет 135 квадратных километров, население в настоящее время (2014 г.) - около 272 тысяч человек. Город расположен на широте 61 градус 47 минут к северу от экватора и на долготе 34 градуса 21 минута к востоку от Гринвича. Климат Петрозаводска - субарктический, морской. Средняя температура зимы - минус 9 градусов, лета - плюс 17 градусов, среднегодовая - плюс 3 градуса. Осадков - 611 миллиметров в год (минимум в феврале, максимум в августе).
Начало образованию Петрозаводской слободы, преобразованной позднее в город Петрозаводск, положил оружейный завод, заложенный в 1703 г. по указу Петра I рядом с устьем реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Распорядителем строительства Петр I назначил генерал-губернатора Санкт-Петербурга князя Александра Меншикова (1673-1729). Петрозаводская слобода была переименована в город Петрозаводск по указу Екатерины II 21 марта 1777 г. В 1801 г. была образована Олонецкая губерния, и Петрозаводск стал ее административным центром.
Во время Отечественной войны 1812 г. из Санкт-Петербурга Петрозаводск были эвакуированы часть сокровищ Императорской Академии художеств, Российская национальная библиотека, дела Петербургской Академии наук и Министерства просвещения. Также в город переехала часть профессуры и студентов Главного педагогического института. В 1815 г. в честь празднования возвращения стрелков Олонецкого ополчения, участвовавших в Отечественной войне, в городе были построены Триумфальные ворота.
В 1915 г. через Петрозаводск прошла железнодорожная линия "Санкт-Петербург - Мурманск", и, начиная с января 1916 г., через город регулярно проходили поезда.
В 1923 г. Петрозаводск стал столицей Карельской АССР (эта республика с 1940 по 1956 г. называлась Карело-Финской ССР, а с 1991 г. по настоящее время носит название Республика Карелия).
Среди достопримечательностей Петрозаводска следует отметить собор св. князя Александра Невского, построенный в 1826-1832 гг. по проекту архитектора Александра Ивановича Постникова, и Крестовоздвиженский собор, построенный в 1848-1852 гг. по проекту архитектора В. В. Тухтарова.
Собор св. Александра Невского Крестовоздвиженский собор
Главная улица Петрозаводска - проспект Ленина. На проспекте Ленина расположены Петрозаводский государственный университет, гостиница "Северная", фонтан "Юность", галерея городов-побратимов.
Петрозаводский университет Гостиница "Северная" Аллея городов-побратимов
В Петрозаводске у нас было около полутора часов свободного времени. Помню, что мы ходили по улицам Гоголя и Герцена и сравнивали их с аналогичными улицами в Ленинграде (ныне Малая и Большая Морские улицы в Санкт-Петербурге). Потом попили квас в автомате, вошли в здание вокзала, забрали вещи из камеры хранения и пошли к поезду.
Номер поезда и номер вагона, в котором мы ехали, я не помню. Как я уже говорила, вагон был общим, и номера мест не регламентировались. Нам с папой удалось "захватить" боковые места №№ 49 и 50. Однако, поскольку в общем вагоне на 54 местах едет 81 человек, то на каждую пару мест приходится по трое, и мы вынуждены были пустить к себе еще одного участника нашей группы.
В 22.50 поезд отправился из Петрозаводска. Внизу, на месте № 49, ехали папа и еще один участник нашей группы, а верхнее место № 50 было предоставлено в мое полновластное распоряжение. Вскоре после отправления поезда я заснула.
Около 5 часов 50 минут утра понедельника, 23 июля, папа разбудил меня: "Маша, вставай! Уже Мга". Действительно, поезд проезжал станцию Мга, расположенную всего в пятидесяти километрах от Ленинграда. Я спустилась со своей "верхотуры". Столик на нижнем месте № 49 был опущен, и мы сели втроем - я, папа и еще один участник нашей группы.
В 6.30 поезд приехал на Московский вокзал Ленинграда. Мы с папой взяли наши чемоданы и попрощались с остальными участниками группы. Мама не смогла нас встретить - она сидела дома с Анечкой. Мы приехали домой на 25-м трамвае. Дома нас встретили мама с Анечкой.
За окном светило яркое Солнце, и ничто не напоминало, что сутки тому назад ближайшую к Земле звезду, согласно древним суевериям, "пожирал дракон".
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также