Это путешествие планировалось давно и тщательно. Выводы по автопутешествию в конце. Маршрут (Подольск-Вологда-Кириллов-Ферапонтово-Липин Бор-Вытегра-Вознесенье-Уя-Петрозаводск-Кижи-Сандал-Кивач-Марциальные воды-Кондопога-Сямозеро-Белые мосты-Сортавала-Валаам-Рускеала-Янисьярве-Старая Ладога-Волхов-Валдай-Подольск) составлялся с учетом осмотра основных достопримечательностей и возможности отдыха с палаткой на природе, так чтоб никто не мешал. Срок 19 июля-1 августа 2009 года. Экипаж я да мы с тобой. Автомобиль Шнива по кличке «Баролка» (цвет), навигатор «Garmin» версия «дороги России 5.0», но сразу скажу, что там где мы проезжали проедет и легковой автомобиль со средним клиренсом.
Итак по порядку: День первый (воскресенье) Выезд в 6.00 из Подольска. В 7.00 заправили полный бак АИ-95 на 40-м км Ярославского шоссе «Парк-Ойл» по цене 20р80к. за литр. Забегая вперед скажу что это оказался самый дешевый бензин за всю поездку. В 7.15 проехали сьезд в Сергиев Посад (1ч15 минут для нас рекорд – отрицательный 6 часов). До границы Московской области Ярославское шоссе в отличном состоянии. Дальше по Владимирской области сплошное издевательство над федеральной трассой, ездили по ней в 2000 году ничего не изменилось, а по мне так стало еще хуже. На обходной трассе Переяславль-Залесского неожиданно наблюдали фестиваль воздушных шаров- впечатляет. Ярославская область дорога в отличном состоянии. В Ярославле на вьезде справились у представителей ГИБДД как лучше, сказали однозначно в Вологду лучше в обьезд. И правда обьехали город за 20-25 минут без всяких пробок, без навигатора только по указателям. Особенно впечатляет «новый» мост через Волгу, он кстати так и называется (ведь могут когда захотят). До Вологды особенно по Вологодской области трасса можно сказать по российским меркам автобан. В 12.00 Вологда. По навигатору проехали на торговую площадь к самому Кремлю. Прекрасный музей ну и конечно поднялись на смотровую площадку колокольни. Незабываемые виды. Цена вопроса 60 руб. с человека и 50 руб. разрешение на сьемку. Время работы ежедневно с 10.00 до 17.00.
Выехали по навигатору в сторону Кириллова. Заправились на окраине Вологды (Лукойл АИ-95- 23р.30к.). До Кириллова ехали бодренько. Благо трасса позволяет. Вся Вологда возвращалась домой. И попались. Система работы гаишников такая. Машина прячется за остановочным пунктом, а радар высовывается из-за угла. Превышение на 17 км (вместо 90 было 107 навигатор показывал 103) штраф 100 руб. Все как и положено. Причем пока оформляли протокол проехал еще один экипаж. И на следующем остановочном пункте они уже стояли как и положено за остановкой. Вот так и играли в шашки. В 16.30 приехали в Кирилло-Белоозерский монастырь. Он огромен, но на меня самое сильное впечатление наравне со стенами , башнями и церквями произвело то, что местные жители прямо за парадным входом в монастырь на берегу Сиверского озера устроили пляж. Причем ходят к нему зачастую через монастырь. Цена посещения 60 руб. с человека ежедневно кроме понедельника с 9 до 18.00. Из-за такого двоякого впечатления даже не стали присоединятся ни каким туристическим группам. Вторая улица не доезжая монастыря поворот налево на д. Топорня. За деревней поворот налево по указателю Национальный парк «Русский север» На вьезде приветливый старичок заставил изучить правила поведения и планы стоянок. Оплатили 100 руб. за человека и не долго проехав свернули на первую же стоянку на берегу водохранилища. Вот она родная стихия. Великолепное место. Крытые столы, заготовлены дрова. Мостики в воду и даже туалеты. И главное вся Вологда к вечеру уже уехала домой. Вот почему выезд приурочили именно на воскресенье. А так говорят на выходные здесь очень много народу. Поставили маленькую палатку, искупались и конечно отметили начало путешествия (ну как без этого). Погода великолепная, настроение тоже. Пора спать.
День второй (понедельник) Раненький подьем. Фото на память со стороны озера на Кирилло-Белоозерский монастырь. И в 10.00 приехали первыми посетителями в Ферапонтов монастырь. Забегая вперед скажу, из всех монастырей этот произвел самое неизгладимое впечатление. новодела здесь нет или он незаметен. Поскольку были первыми посетителями получили персонального гида за 60 руб. с человека, и хотя группы пускают в церковь на 15 минут и не более 5-7 человек, нам удалось любоваться красотой фресок Дионисия в течении получаса и слушать замечательный рассказ с ответами на все вопросы. Монастырь очень понравился. Вот только очень удивила позиция работников музея. Боятся, что как только музей-монастырь передадут в лоно церкви все они останутся без работы. А так низкий Вам всем поклон. Цена вопроса 175 руб. с человека Работает ежедневно с 10.00 до 17.00 без выходных. Без плана дальше решили завернуть с трассы в Липин Бор. И не пожелели. Белое озеро очень впечатляет. Противоположного берега не видно. Огромная высокая пристань. Жаль только корабли судя по всему теперь здесь не швартуются. На возврате на трассу заправились на Лукойле АИ-95 23р.30к.. Торопимся ехать еще далеко. Трасса разная. В районе реки Кемь европейский автобан, и очень красивые места. Затем настоящие перевалы в районе Павшозера. Но асфальт отличного качества. Интересно ехать. За 9 км до Вытегры дорога поворачивает под прямым углом и дальше просто ужас нет даже грейдера. Денег не хватило, а жаль. Вьезд в Вытегру. В самом городе лучше бы совсем убрали асфальт, чем так мучали водителей. По указателям на Питер проезжаем до Комсомольской улицы и сворачиваем к единственному на сегодня музею подводной лодки Б-440. Музей замечательный, посетителей не много. Везде можно пролесть и все посмотреть, а кое-что и можно потрогать. Супруга, а по совместительству фотограф и штурман сначала отказалась идти мол не интересно, а потом не мог выгнать. Умудрилась подняться на самый верх ходовой рубки. Такой музей наверняка будет очень полезен для детей. Цена вопроса за двоих и право сьемки 130 руб. Но надо торопится еще очень далеко до предполагаемого места ночевки да и погода резко стала портится и подул холодный ветер. На выезде из Вытегры в сторону Питера заправка Лукойл АИ-95 по 23р.30 к. и ура нормальный асфальт. Спуск к какой-то маленькой речке, разгон, впереди мостик, ужас, поздно, удар в правое колесо. Остановка, так и есть литой диск не хило снаружи согнут, во внутрь даже не хочется смотреть. Ждем, вроде не спускает. А тут еще дождь и холод 14 градусов и это после 26 в Липином Боре. Поехали на свой страх и риск. От Вытегры до поворота за Оштой на Вознесенье есть грейдер, есть плохой асфальт, но есть и участок великолепной дороги . Жаль только очень короткий ( около 5 км). В который раз приходится констатировать ведь могут когда захотят. За Оштой до Вознесенья приходится привыкать к предстоящим поездкам по настоящим грейдерам. В 17.30 приехали к паромной переправе в Вознесенье. Вот расписание движения парома со стороны Вознесенья 6.00, 7.10, 8.00, 8.50, 10.20, 11.20, 13.00, 14.00, 15.00, 16.20, 17.20, 18.00, 20.00, 21.00. Цена переправы легкового автомобиля 150 руб. пассажиры бесплатно. Без машины 5 руб. с человека. А дальше до самого Шелтозера приготовтесь на 100 с лишним км к полному ауту. Временами деревья сходятся над дорогой. Временами нет не только грейдера но и вообще вся дорога один песок размытый ручьями. Единственный плюс после дождя нет пыли. В деревнях есть асфальт, но лучше бы его вообще не было (это конечно точка зрения водителя). Зато такая дорога не даст расслабиться, да и быстро не поедешь. На границе Ленинградской области и Карелии по обычаю в ручную заталкиваем машину в Карелию. Хотя Шниву не так просто сдвинуть. После Шелтозера начинается асфальт. Пошли спуски и подьемы на перевалы. Садимся на хвост местной машине и смело до летаем до поворота в поселок Уя. После поворота с трассы слева бетонный забор и через 50 метров вьезд на турбазу «Уя». Номер заказали еще на пароме в Вознесенье. Тел.базы отдыха моб.8-921-222-80-45 ., гор.8-8142-79-61-30. Очень приветливая девушка Галина отвела в простой но вполне хорошо обставленный 2-х местный номер полулюкс со всеми удобствами. И даже мелкий дождь и прохладная погода не испортили настроения. Цена вопроса 1800 руб за номер, включая завтрак. База похоже пользуется популярностью у питерцев. Во всяком случаи на территории 8-10 прицепов с шикарными моторными яхтами с питерскими номерами., мощный причал и деревянная симпатичная маленькая набережная с кафе-столовой. Симпатичный залив. Все спать.
День третий (вторник) Замечательный завтрак на турбазе «Уя» в 9.00 и вперед в столицу Карелии. Петрозаводск решили осматривать позже. Сразу по навигатору на проспект К.Маркса д.1 или точнее на пристань порта. А вот и кассы на Кижи. Теперь о монопализме. Все принадлежит турхолдингу «Карелия» (заказ билетов на Кижи 8-8142-733-433). Вроде есть какой-то кораблик по цене 450 руб, но только по пятницам и воскресеньям. Старая информация о вторнике не верна. И в кассах о нем ни слуху не духу. Ближайшая она же первая на сегодня ракета на Кижи в 11.30. Один билет куплен больше нет. Но явный намек в кассе «подходите к отплытию и все решаемо» как всегда на Руси. Или берите два билета на завтра. Пока гуляли по набережной, любовались памятником Петру 1 и время подошло. Выясняется что в 11.30 идут две ракеты. Сначала группы иностранцев, потом организованные групп, а потом и все остальные вроде как стоя, а на самом деле просто в кормовой отсек (над двигателями). Причем деньги шустрый молодой человек собирал уже в пути, а не на входе на ракету. Цена вопроса 1890 руб. с человека туда и обратно и бейджик на веревочке с указанием персонального номера. 1час 15 минут и вот она знаменитая церковь . Но сначала входной билет 130 руб. с человека и мы оказались в группе с персональным гидом на 15-20 человек. Выглянуло солнце прям как по заказу. Описывать такие музеи думаю напрасный труд. Все можно прочитать в путеводителях составленных специалистами. Лично нам очень понравилась 3,5 часа экскурсии по музею заонежья. Здорово когда в одном месте и быт и культура и обычаи, и даже колокольный звон для организованных групп. Вход в основную знаменитость закрыт. Как было заявлено ее уже укрепили изнутри., и внимание предстоит замена 46 проц. сруба, а это грозит обнесением строительными лесами. 4 часа пребывания на острове пролетели быстро. Пора домой. Тем более, что жестко привязаны к конкретной «ракете», да и до следующей точки маршрута еще нужно добираться. На выезде из города целый арсенал официальных дилеров разных марок с СТО. И вот внимание, нигде не правят литые диски, если сделают то только возле памятника «танк Т-34». Но это обратно в город. Да ну их. Проехали почти 450 км проедем и дальше. А дальше кемпинг «Сандал» 495 км трассы С.Петербург-Мурманск. За деревней Сопоха сначала один указатель за 4 км, затем второй сворачиваете направо в лес, дорога расходится, Вам на правую. 1 км 200 метров и вьезд на базу. Позвонили на турбазу мы еще утром. Тел. 8-911-420-54-78 (представительство в Москве 8-495-656-65-49) Милая девушка Яна все рассказала. А вот и наш забронированный двух местный номер в летней гостинице. Потрясающе. И пусть горячий душ на улице как впрочем и с/у но вид с балкона, только представьте с балкона с высоты 3-4 метров можно закидывать удочку в озеро Сандал. Почему выбрали именного его. Отсюда действительно рядом до многих достопримечательностей Карелии. Огромное спасибо всему персоналу за работу, их не видно но все делается. Спасибо и владельцу (москвичу) видели из далека, за то, что смогли так все встроить не повредив природу. Если хотите можно снять зимнюю гостиницу со всеми удобствами. Но она уже не на обрыве берега. Цена вопроса 1300 руб. за двух местный номер за - внимание, двое суток. Все, слишком много впечатлений за один день. Надо отдыхать.
День четвертый (среда) Ранний подьем. Завтрак. Кухня со всем, что необходимо в крайнем номере. И вперед за новыми впечатлениями. 9.00 мы как и предполагалось первые посетители водопада Кивач. Здорово никого нет, снимаем где хотим и как хотим. Чудесное место. Описывать бесполезно - надо смотреть. Появляются первые туристы а мы сваливаем в музей природы. Цена вороса 40 руб. с человека и масса впечатлений. 11.00 вьезжаем в Кондопогу цель поиски церкви. Никаких координат даже в интернете. Пока расспрашиваем местных жителей случайно натыкаемся на небольшой шиномонтаж. И о чудо, единственный специалист на всю округу по правке литых дисков. Нестеров Иван Николаевич тел. 8-921-223-39-01, 8-911-425-85-81 гор. Кондопога ул. Комсомольская. Цена 600 руб. полтора часа старательной работы и разговоров за жизнь. Заказы везут и подьезжают беспрерывно. Видимо действительно ценят. Диск как новый, два раза (заметьте) переворот резины, балансировка и не надо даже ставить колесо назад. Огромное спасибо. По улице ведущей вдоль железной дороге едете все время по главной дороге и ни куда не сворачиваете в сторону Мурманска. За городом наконец обнаруживаем то что искали. Указателей в городе и за городом нет. Не все местные жители даже знают о ее существовании. Опять первые посетители (13.30) Бабушка она же охранник ведет нас к церкви. Вот это красота. На мысу церковь 17 века и если верить на 4 метра выше Кижей. Открытие происходит при нас. Цена вопроса 80 руб. с человека. Внутри все благоухает стариной. Иконостас на половину разворован но и то что осталось впечатляет. Со смотровых площадок потрясающие виды на губу. Но почему такую красоту и ценность не используют в туризме местные власти . Да еще и отключают свет за неуплату. Ну а по поводу охраны таких ценностей вообще диву даешься. Заявляю это как профессионал в этой области. Вот она глубинка России. Ну да ладно поехали в первый курорт России- Марциальные воды. Все недалеко да и заправка по дороге. Напротив поворота на Кондопогу делаем первую заправку в Карелии (Петроойл) АИ-92 по цене 21р.90 коп. Местные жители да и рассказы интернета настоятельно не рекомендуют заправку 95. А 92 оказался не хуже лукойла 95 . Дорога на старую мурманку не очень. Как всегда пристроились к очередной туристической группе. Очень красивая церковь построенная под личным руководством Петра 1. Попили водички из всех 4 источников. Пора домой. На вечер накануне заказали ужин с запеченной свежевыловленной форелью (свои садки в озере). Очень вкусно. И в 20.00 баня. Много пришлось побывать в разных банных усадьбах. Но такого отдыха не припоминаю. Баня на островке под сосенками (мостик к базе) лестница в воду. Парилка 140 и даже рыбаки на соседнем островке для супруги не помеха. Цена вопроса 800 руб. на два часа. Но такая баня того стоит с лихвой да еще когда солнце садится. Всем и владельцу и сотрудникам базы огромное спасибо и удачи. Ведь можем и заповедную природу сохранять и отдых организовывать. Все засыпаем сном младенца.
День пятый (четверг) Как всегда ранний подьем. Прощаемся еще с сонной дежурной. Еще раз спасибо кемпингу «Сандал» и заповедному озеру Сандал. По мурманке назад в Березовке снова уходим на дорогу соединяющую старую и новые мурманки. По дороге заезжаем в Кончезеро на Кончозеро в «крутую» даже не знаю как назвать « Деревня Александровка». Ну не наше это все. Дело даже не в цене. Все настолько ухожено, раскарчовано, посыпано, расчищено, что становится даже не интересно. Один прайс услуг занимает 3 листа мелкого почерка. Нам бы дикой природы. А такой отдых! Врочем у каждого свое мнение. Проехали. Старая мурманка конечно хуже новой, но зато более живописная. Хотели посмотреть ( узнали из интернета) священную гору Сампо, не доезжая деревни Косалма Указатель поворота на трассе есть, а дальше и смех и грех. Через 2 или 3 км упираемся в ворота. Вьезд закрыт. Вывеска - Психиатрическая лечебница, а за забором на пригорке шикарные коттеджи и крутые джипы с московскими, куда ж без них, номерами. Проехали президентскую резиденцию «Шуйская Чупа» Понятно что асфальт с этого поворота до Петрозаводска отличный. Но нам туда не надо. Направо и вперед до Сямозера. Дорога до Эссойлы нормальная. Бывалые туристы посмеются: «Почему Сямозеро?». Центр Карелии, весь Петрозаводск на выходные там. Разве это отдых. Из интернета накачали кучу турбаз, домиков. Даже встали на развилке на Кудаму. Но решили ехать на поиски по южному берегу. 3 часа осмотров до Эссойлы и еще 3 после поворота на Курмойлу. Леса, лесные дороги, болота, луга. И мы вознаграждены за труды. Залив. До ближайшей деревни в одну сторону 3 км в другую 4 км. Деревни глухи без света. И на всем протяжении залива всего 3 машины. Тут же отправляемся знакомится с ближайшими соседями. Наши ровесники. Жители Петрозаводска. На это место приезжают уже 15 лет. На вопрос что будет в выходные твердо уверили– ничего. На выходные добавилось впоследствии еще две машины и это на 2 км берега. Наконец-то ставим кемпинговую палатку, кухню, накачиваем лодку. Все купаться и ближе знакомится с соседями. Погода отличная, комаров нет, рыба есть, вода теплая, берег и дно песок, ягоды есть. Лес великолепен. Соседи отличные, ну что еще надо для полного счастья. Правильно любви. А вот и она тихо посапывает под боком.
День пятый, шестой, седьмой как в сказке. Вечером в субботу прощальный ужин. И первый после мыса Уя дождик. Но он все же недолог да и для грибов нужен. Засыпаем с чувством досады, что завтра в поход. Утро солнечное. Долго все сушим и старательно укладываем в машину. Трогательное прощание с новыми друзьями Сашей и Лидой. Наконец открыта тайна почему был такой клев у плотвы. Оказывается на дно опущена ветка от сосны на камне. И рыба с удовольствием ест толи тлю толи мох толи еще чего, короче постоянно стоит на этом месте. Все кормушки отдыхают. А так ловились и судак и окунь давай только червя (которого как всегда не оказалось под рукой). По традиции заброс монеток и до новых встреч и озеру и ребятам.
День седьмой (воскресенье). Возвращаемся в Эссойлу и сворачиваем на Крошнозеро. Нормальный грейдер в деревнях как всегда разбитый асфальт. А вот и выезд на трассу Петрозаводск-Сортавала. До Колатсельги много мест где затеян серьезный ремонт, а временами практически ведут новую трассу. Обедаем в Колатсельге в придорожном кафе и наверно впервые слышу от хозяйки «… просит прощения за малый выбор блюд» во как. А дальше трасса просто европейский автобан. Но кругом такие красивые места, что и гнать особо не хочется. На пересечении трассы с дорогой Питкяранта-Суоярви очень красивый и неповторимый памятник «Крест скорби» Дальше для тех кто собирается посетить водопад Белые мосты он вроде выше даже Кивача. Никаких указателей на трассе нет. Интернет пестрит неправильной информацией. Не доезжая Ляпясилта примерно 2 км на спуске справа будет очень крупная автостоянка с эстакадой. Такого размера она одна на всей трассе. За ней от трассы в лес уходит грейдер. Едете по нему 3-4 км, огибаете озеро, и на подьеме после озера второй поворот налево. Еще 1,5-2 км по плохой дороге по лесу и вы на поляне где уже слышен водопад. Последние км если плохая погода или у Вас машинка с маленьким клиренсом лучше оставить машину и пройти пешком, по-скольку на лесной дороге есть места где нет возможности даже разойтись со встречной машиной. Водопад впечатляет. Можно лазить где хочешь и даже купаться. Хотя голову терять не стоит. Его высота действительно похоже выше Кивача, тем более он весь в одну ступень. Ничего из сервиса нет. Нет даже стоянки. Все ставят машины где и как могут. И бродят где и как хотят и могут. И это самое классное. А на обратном пути обьезжая озеро заехали на мыс и с удовольствием искупались, а заодно обменялись информацией с питерскими автотуристами. В 18.00 подьехали наконец к заливу Ладожского озера. Вся трасса, а она очень трудная (типа горного Кавказа) но какие виды на залив, не выдержали остановились полюбоваться. В 19.00 по навигатору проехали в центр Сортавалы прямо к пристани. На Валаам? Ответ: «Подходите к 9.00 все решим». По имеющейся из интернета информации решили подстраховаться и позвонили Анатолию (тел. 8-921-726-47-08) «Все решим подходите к 8.30 на соседний маленький пирс- пароходик «Стриж» 2,5 часа и Вы на Валааме медленно, зато полюбуетесь шхерами Ладоги. Пора подумать о ночлеге, ну не выбираться же за город и ставить палатку. Рядом с пристанью есть две гостиницы. Одна новая «Каунис» 8-921-467-34-15 в ней не было мест, и чуть дальше гостиница бывшего Дома офицеров «Нева» (8-81430-223-38). Двухместный номер со всеми удобствами 1700 руб. в сутки. Конечно не гранд-отель, но для ночевки вполне, благо машина под окном и по сути на закрытой стоянке. Сразу заказали завтрак за 120 руб с человека к 8.00. По совету обаятельной дежурной прошли на соседнюю улицу в магазин «Петровский» (алкоголь) и наконец приобрели уже не для потребления а для презентов (далее разрешается рассматривать в качестве рекламы): - Карелия-особая 45 град. на можжевельнике – 10 баллов + - наливка на морошке 21 град. – 10 баллов - водка клюквенная 40 град. – 8 баллов - настойка клюквенная 21 град. - 10 баллов - водка брусничная 40 град. – 8 баллов - бальзам «карелия» - 8 баллов - Валаамский бальзам - 10 баллов Вся продукция завода «Гаранть» в Ланденпохье. Почти все раньше пробывалось и покупалось по совету новых друзей из Петрозаводска. Хотя выбор спиртного огромен. Гостеприимные хозяева все старательно упаковали в картонную коробочку Спасибо. Побродили по городу, есть интересные старые здания, еще финской постройки. За мостом через залив наткнулись на музей. Увы работает только 4 дня в неделю с 10 до 16.00. Пора отдыхать.
День восьмой (понедельник) В 8.30 мы на пирсе. Поскольку людей на пароходик набирается мало, а обратно еще меньше Анатолий предлагает всем отправится на соседний пирс на ракету. Его понять можно. Даже солярку не отобьет. 5 минут обсуждений. 780 руб. с человека и через 20 минут уходим в сторону Валаама. Ладожские шхеры это неповторимые красоты. Видели несколько стоянок палаток на маленьких островках. Потом узнали за 800 р. тот же Анатолий может забросить., закралась мыслишка осуществить на следующий год. 45 минут полета и вот она бухта Успенского собора о.Валаам. Не успели полюбоваться красотами, экскурсия прямо с пристани – быстро платим 920 руб. с человека. Предоставлен акт об обслуживании . Исполнитель ООО «Паломническая служба Спасо-Преображенского Валаамского монастыря» и вперед только успевай идти слушать и любоваться. Понятно бессмысленно рассказывать о Валааме. Экскурсия включала –Собор-перевозка (6 км)- обед- Воскресенский скит, и конечно природные красоты. Вся экскурсия заняла около 4,5 часов. Мелькнула мысль - может остаться еще на день. Есть еще скиты , на которые можно и очень хотелось бы взглянуть. По информации на стенде у причала для ночевок в палатках нужно благословение настоятеля и разрешение МЧС, лесничего, милиции и т.д. и т.п.. Однако своими глазами видел, как всегда русский народ способен обойти любые препоны, лишь бы иметь цель. Хотя впечатлений за один день столько, что наверно все же пора домой. Надо бы осмыслить увиденное и услышенное.
День девятый (вторник) Как всегда ранний подьем, ну куда «жаворонкам» деться. Выезжаем сначала в сторону Питера, поскольку по словам местных жителей там надежная заправка. Лукойл АИ-95 23р40к., разворот и в сторону знаменитого горного парка « Рускеала», а точнее бывшего мраморного карьера. По дороге на 16 км в стороне от трассы (из интернета) хотели посмотреть водопад, но поскольку сильный туман, утро, прохожих нет, спросить не у кого проехали сразу до горного парка Рускеала (8-921-461-40-13). Цена вопроса - 25 руб. стоянка машины, 45 руб. посещение с человека. Пока прошли поверху кругом, увидели в карьере первые лодки. 200 руб. лодка на час. Красота стоит и больших денег. Единственное условие необходимо все же появление солнца. Хотя и без него мраморный карьер с его штольнями производит сильное впечатление. Все же 50 м вверх или точнее вниз и еще 50 под воду, стоит увидеть обязательно. Чистота воды потрясающая. Впрочем как и цвет. Обед в кафешке на стоянке с очень вкусными и свежими пирогами с разной начинкой, дальше на север до Вяртсиля. Вьезжаете в поселок все время по главной до указателя на туркомплекс «Янисьярве», еще 8 км по грейдеру и наконец мы достигли крайней точки нашего маршрута. Туркомплекс «Янисьярве» тел. 8-921-227-55-59 отличное место для отдыха, причем на любой карман и вкус. Но мы приехали для полной безопасности. На специальной стоянке метрах в 100 от ближайщего летнего домика установили свою кемпинговую палатку, кухню и т.д. удовольствие 250 руб. в сутки. Машину правда после разгрузки загнали на специальную стоянку. Вот она настоящая дикая природа. Ближайший населенный пункт 8 км. По ночам воют волки. Сразу вокруг палатки белые грибы, чуть дальше в лес ягоды. И все под охраной. Рыба правда не очень, но соседи-питерцы милостиво согласились взять с собой на катер до малого Янисьярве, в итоге и рыбалка удалась. На базе полно всяких услуг от троллинга до велосипеда. Есть даже специальная куча и лопата для копания червей. Развлечения на любой вкус и кошелек. Главное тихо, безопасно и не навязчиво.
День девятый, десятый отдых.
День одиннадцатый (четверг) Как всегда ранний подьем. Тихо,чтобы не разбудить соседей, и старательно укладываем вещи. Прощаемся с туркомплексом. Итак начинаем дорогу домой. Одометр специально на ноль. Поехали. Впоследствии весь путь 1400 км. До Питкяранта на участке от Ляппясилта есть очень плохие участки трассы. В который раз думаешь, лучше вообще убрали бы асфальт. Город остался практически в стороне и по навигатору дальше на Салми. Спуски, подьемы, дырки, ямы в общем все как всегда, особенно не расслабишься. Вот и бывшая граница – Погранкондуши. Ладога как на ладоне. Приличная высота, естественно вышки сот.операторов и прочие. И только тут увидели. Оказывается всего +18, на Ладоге туман, тучи и довольно сильный ветер. Но пройти мимо такой красоты невозможно. До Видлицы есть масса стоянок на берегу. Мы решаем выехать на берег уже после нее. Стоянки отличные. Пляжи замечательные. И даже температура и ветер не пугают. Купание в Ладоге и замечательный обед. В Олонце навигатор наверное впервые намудрил. На самом вьезде в город указатель на Питер, нам бы повернуть, а нет поехали по нему родимому. В итоге на мурманку выскочили в Верховье и проехали лишние км 12. Ну вот и цивилизация. Сплошной поток машин в обе стороны, на каждом перекрестке продажа ягод и грибов. Пост ГАИ. Прощай Карелия! Первоначально посещение монастыря Александра Свирского не планировалось. Но все же увидев на трассе указатель, сворачиваем. 5 км и мы у стен еще не восстановленного монастыря. Случайный экскурсовод совершенно бесплатно пускает в главную церковь. Как же здорово, что это все сохранилось еще без реставрации. А дальше через 300 м. уже новый мужской монастырь. Он конечно впечатляет порядком и красотой. А впрочем можно ли описать восстановленный монастырь, да еще и как выясняется в юбилейный день обретения мощей. Но время движется к вечеру, надо бы подумать о ночлеге. В п. Доможирово заправляемся на Лукойле по рекордной за поездку цене АИ-95 23р.50к. Мост через Волхов, пост ГАИ. Решаем заехать направо в Новую Ладогу. Но гостиница на берегу по интернету сразу не понравилась, ведется строительство толи мола толи пристани, куча прицепов с катерами. Решаем ехать дальше в сторону дома. Снова пересекаем поперек мурманку и по левому берегу Волхова доезжаем до Старой Ладоги. Вот они знаменитые курганы. Где-то с них вещал Олег. Древнейшая крепость. Два монастыря. Нет надо останавливаться. А вот с гостиницей туго. Их в городке всего две и обе маленькие, но места есть в обоих. Да только охраняемых стоянок нет. Ну не разгружать же всю машину. Спасибо дежурной по гостинице при администрации. Сама нашла в Волхове для нас приемлемый вариант. Значит не судьба. Осмотр древнейшего города Руси оставим на потом. В Волхове по навигатору проехали до ул. Калинина д. 44 Гостиница «Отдохни» тел. 8-81363-25-023, 25-645. Отличный номер с кондиционером и всеми удобствами на двоих за 1800руб. и охраняемая стоянка рядом за 60 руб. Все отдыхать, ведь колесим уже более 12 часов.
День двенадцатый (пятница) Как всегда ранний подьем. В интернете есть описание участка от Волхова до Киришей. Кто-то даже сравнил в 2007 году этот участок с развороченной снарядами дорогой. Как только начался Киришский район,она подтвердила свое описание. И так до выезда на участок соединяющий Кириши с ленинградкой. Вот он-то оказался полностью отремонтированным. Вот любят у нас показуху. Здесь может проехать высокопоставленный чиновник , сделаем, а здесь и не подумаем. Ну вот и ленинградка. В п. Крестцы Новгородской губернии заливаем 95 по цене 22р60 к. Ленинградка приемлема, только в районе Новгорода готовят новую развязку. Великий город оставляем тоже на другой раз. Вот и долгожданный сьезд на Боровичи за п. Валдай к последней точке нашего маршрута. Восстановленный Иверский монастырь бессмысленно описывать, надо просто приезжать и любоваться. После поворота на монастырь проезжаете мостик соединяющий остров с материком и справа начинаете искать стоянки. Их много но многие уже забиты хотя еще только середина пятницы. А вот и то что нужно. Замечательные тихие соседи- москвичи и новгородцы. Мы им про Карелию они нам про Валдай. Напротив резиденция президента на Валдае. Поразила чистота воды в озере, и утки которые буквально из воды на берег выходят за хлебными кусочками. Так за беседами проходит последний день путешествия.
День тринадцатый (последний) Ранним утром просыпаемся от шума сильного ливня, а палатка то не кемпинговая. Поэтому все что выгрузили кидаем под дождем в машину (догнал таки циклон) и выезжаем в Москву. Перед пересечением Волги перед самым мостом резко сворачиваем направо и едем в верх по течению 4,5 км через какие-то деревни. За сельским магазином сворачиваем к Волге. А вот и место где можно искупаться, благо от циклона удалось оторваться. Купаемся в Волге, сушим маленькую палатку и нехотя возвращаемся на ленинградку. За Тверью на терминале Лукойла заливаем АИ-95 по цене 22р60 к. Пробки в Клину и Солнечногорске и это в сторону Москвы и в субботу. Бедные жители домой примыкающих к трассе. Круглые сутки пробки из дальнобойшиков и прочих автомобилистов есть у нас и ночной опыт. А вот и родной Подольск. Кто дочитал молодец! Краткий вывод за 13 дневное путешествие: 1.Пройдено 3420 км. Максим.скорость 134 км/ч, Средняя скорость 65,7 км/ч, Общая скорость движения 45,7 км/ч. 2.Общее время движения 38 часов. 3 Расходы: бензин 6525 руб. по цене от 20р.80 коп. до 23руб.50 коп. за литр Различные билеты, гостиницы, турбазы 23655 руб. Сувениры не подсчитывались. В сумме около 40 тыс.рублей 4. Снят видеофильм 90 минут и 514 фотографий. 5. 2009 год явное уменьшение туристов (видимо кризис начинает сказываться) 6. Комаров не увидели, с погодой повезло. 7. По навигатору отлично ехать или искать нужное место в городах. Карты интернета значительно устарели. Но без них отправляться на поиски нужных стоянок не стоит. 8.Не смотрели из планируемого Гирвас и окрестности , пещеры Колатсельга, водопад 16 км трассы Сортавала-Вяртсиля, да и вообще что мы видели? Поэтому принято решение прямо сейчас начать разрабатывать новый маршрут с упором уже на Соловецкие острова и северную Карелию.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также