Меня лично давно тянуло на север, туда, где холодно. Видимо, одной из причин был страх подцепить какую-нибудь тропическую заразу. Мой хороший друг Владимир, который, собственно и пристрастил меня к дальним путешествиям, предпочитает теплые страны. Где только он не побывал… Однако, возвращаясь с очередной поездки, пренепременно заболевал какой-нибудь экзотической и малоизученной заразой, которая или не лечиться вообще (сама куда-то пропадает), или лечиться исключительно зеленкой, или танцами под луной с пучком укропа на голове. Вот и из последней поездки он вернулся с насморком и опухшими ногами.
Боязнь неизведанных болезней и желание приключений, стали причинами, по которым мне очень захотелось побывать на севере.
Выбор пал на НОРДКАПП, и именно зимой. Зимой там теплее, чем в Эстонии и Финляндии (от -5 до +5 ), и цивилизация там все-таки присутствует. Я пока не готов к пешей прогулке на северный полюс.
Идею поездки сразу поддержал еще один закадычный комрад Игорь. По духу исследователь и немного авантюрист, по призванию художник. Идеей заразились еще четверо участников, каждый по- своему уникален и, что не маловажно, и как потом станет ясно, с крепкой нервной системой.
Подготовка.
Зная, что Норвегия довольно дорогая для путешествий страна, стояла задача максимально удешевить нашу поездку. Основная доля расходов — это проживание. Было принято решение поехать на Нордкапп на «кемпере» — доме на колесах. В нем можно жить и готовить.
Ввиду того, что не сезон, да и основная масса фирм, которые сдают в наем кемперы, разорились, нам достался «картонный вариант» „SUNLIGHT „ на базе «Фиата».
Вроде все чистенько и аккуратно, однако в погоне за уменьшением веса, все внутри сделано из прессованного картона — двери, дверцы,столы и столики. Но об этом позже.
Итак:
SUNLIGHT» – 6 спальных мест, туалет, душ, камбуз, холодильник, 220В , газовое отопление, ТВ, ДВД и прочая мало нужная дребедень.
NB! на самом деле 220в можно использовать только на стоянке.
Провиант:
4 кг копченой свинины, сало, картошка ,20 яиц, кофе, чай, 12 булок, 5 буханок хлеба, 4 палки копченой лосевой колбасы, сулугуни 2 кг, 1 кг сыра, картошка 5кг, морковка, лук, чеснок, масло (подсолнечное и сливочное), несколько банок рыбных консервов, макароны, фарш 2 кг, конфеты и печенье.
NB! Если мало пить веселящих напитков и мало закусывать, то вполне хватит, даже останется!
Алкоголь — дело персональное, а посему на старте его оказалось 4 литра 40 градусного и 3 литра 60-ти градусного.
NB! Разумно брать только крепкие напитки , из расчета 0,5 л в день на человека.
Топливо
Заявленный расход -12 л/100, добавили еще литр в итоге взяли с собой 300 л солярки по очень выгодной цене, выручил один из участников экспедиции (о нем отдельно). На самом деле надо брать все 400 л. 2 газовых баллона.
NB! На самом деле зимний расход составил все 15 литров на сотню ну а езда по горам догнала расход до 16л.
Маршрут
ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО из Хельсинки до упора по трассе Е75.
Из навигационных приборов — бесполезный ГПС и волшебная карта, приобретенная на бензоколонке.
Одежда.
МНОГО ВСЯКОЙ!
Старт.
Первым просчетом стала цена на паром.
Стоимость с расчетной 320евро (в оба направления ) сразу подскочила на 60 евро
до 380 по причине того, что «SUNLIGHT» оказался на 10 см выше габарита и поэтому попал под другой тариф перевозки.
1 день
Успешно загрузившись на 18-ти часовой паром из Таллинна до Хельсинки, мы еще не знали, что нас ждет впереди.
Паром прибыл в Хельсинки в 20.30. После небольшого совещания, на повестке дня (вечера) стоял наиважнейший вопрос — что пить и стоит ли закусывать чесноком, ведь среди нас едет дама. Вопрос решили быстро – дама приняла чеснок и уселась на штурманское место. Основной состав экспедиции устроился сзади и стал понемногу проводить профилактику, обильно закусывая чесноком и копченой свининой.
Мы наивно полагали, что в первый день мы сможем преодолеть 800 км. Однако, шум из жилого отсека, невыносимое желание присоединится к пирующим, довольно дурная погода (метель) и просто усталость, позволили нам доехать лишь до Хюваскюла.
В Хювяскюла отличная бензоколонка «АВС» есть розетки для питания (220в стоит 5 евро) и прочие блага бензоколоночного финского сервиса.
Стоит отметить, что есть смысл сделать карту клиента «ABC», это даст Вам возможность посещать душ бесплатно, да и скидки до 15% Вам обеспечены. Если не ошибаюсь, то стоит карта не более 20 евро и действует год.
Вот на этой стоянке мы и назвали нашу машину «картонной».
Стол в кают компании трансформируется в 2–х спальную кровать, но в погоне за уменьшением веса, горе — инженеры не рассчитали, что крепления должны выдерживать хотя бы 80 кг.
При укладке спать творческой личности, весом всего килограмм 50-60, кровать под ним сломалась, вырвав из картона негабаритные шурупы. Таким образом, идея сна в кают компании была забыта.
Трое участников с комфортом разместились на втором этаже над кабиной (как оказалось, самое теплое место), еще трое в кормовой части.
2 день
Подъем в 6.00.
Встать сумели только двое участников.
На завтрак несколько бутербродов с копченостями, чай. Предостаточно.
Цель второго дня – все-таки добраться до Рованиеми (от Хельсинки 800 км), нам надо проехать всего 600 км.
Наш путь до Рованиеми лежал через Оулу, где мы нашли еще один изъян!
Известно, что ГАЗ тоже имеет свойство замерзать, точнее, густеть. В основном это касается газовых смесей. В нашем случае мы взяли с собой 2 «красных» баллона бутан-пропановой смеси, которая при минус 15 начинает густеть, таким образом, объем газа в баллоне уменьшается как минимум на четверть. Для его использования необходимо баллон держать в тепле. В нашей машине газовый отсек находился, естественно, снаружи. По это причине мы не могли эффективно использовать газ, а точнее вовсе не могли — газовые редукторы закрылись.
Пришлось поменять первый баллон.
Хороший совет – когда берете в аренду кемпер, проверьте наличие «серых» баллонов в газовом отсеке. Это чистый пропан, он не замерзает и при минус 50.
Во второй день мы перевыполнили наш план и доехали к 12 ночи в Соданкюла.
Без особого труда нашли заправку, где можно было остановиться на ночь. Хороший знак, если на заправке стоят несколько фур с зашторенными кабинами, значит, можно спокойно останавливаться на ночлег. Да и в случае чего, можно попросить помощи. Иначе можно получить штраф.
3 день.
Подъем в 6 утра, старт в 7.
Цель третьего дня — доехать до Хоннигсвога (Норвегия, 20 км до Нордкаппа)
Без особых трудностей мы добрались до Норвегии. О дорогах Финляндии есть смысл рассказать отдельно.
Итак, доехав до Норвегии, нам осталось проехать лишь тоннель на остров (Нордкапп). До тоннеля осталось всего 12 км и вот еще один просчет, а точнее просчет по незнанию. Дело в том, что в день, когда мы приехали в Норвегию, ветер усилился, и порывы иногда достигали 25-30м/с. Можете представить себе, как наш картонный кемпер носило по дороге? Думаю, что нет. Надо разок прочувствовать. Площадь борта около 16 м.
Баренцево море в этот вечер было шумным и, по мере приближения к самому длинному тоннелю (7км) на нашем пути, становилось еще шумнее.
Проехав первый 400 метровый тоннель и еще около 5 км, мы уткнулись в шлагбаум с непонятными цифрами. Дело в том, что в Норвегии, при написании времени, не принято ставить какие-либо знаки между часами и минутами. У нас ушло довольно много времени на расшифровку, а окончательную расшифровку нам дал местный житель, который стоял перед нами.
Дорога открывалась в 21.30 ( но по местному времени ), -1 час.
Прождали мы 2 часа.
Теперь очень важная информация для тех, кто все-таки решится посетить Нордкапп на машине зимой.
ИНФО!
В Норвегии очень четко работают дорожные службы, не смотря на отличные дороги, бывают моменты, когда без сопровождения вы не имеете возможности проехать некоторые участки дороги.
Риск связан с тем, что некоторые участки дороги проходят на довольно большой высоте, 50-100 м над уровнем моря, и не защищены горами. На таких участках риск быть просто СДУТЫМ с дороги очень велик. Все это усугубляется плохой видимостью в метель. Именно по этим причинам, дороги закрывают и по расписанию формируют КОНВОИ. В голове конвоя идет трехосная «тюнинговая» СКАНИЯ с непривычно широким отвалом впереди, иногда нагруженного балластом (гранитной крошкой). Замыкает конвой машина попроще, оборудованная лебедками, краном и всем необходимым для помощи на дороге.
При формировании конвоя нас поставили в конец, как самый «стремный» автомобиль. К нам подошел один из конвоиров и провел короткий инструктаж.
Вначале мы довольно скептически отнеслись к непонятным для нас хлопотам.
Однако, после 12 км, которые мы проехали в конвое практически по открытой сильнейшим ветрам дороге, наш скептицизм весь выдуло. Во всяком случае, у меня, поскольку я был за рулем и чувствовал, как машина иногда просто переставала слушаться руля и норовила слететь с дороги.
Местами скорость конвоя падала до неприлично маленькой скорости, не более 10 км/ч.
Проехав трудный участок, мы наконец добрались до тоннеля. КРАСОТА!
3,5 км вниз — легко! Но вот подъем из тоннеля на нашем 75-ти киловатном, груженом картонном фиате, был довольно труден. Но все-таки мы выбрались из трубы тоннеля.
И вот тут нас ждал еще один просчет по незнанию.
Расчетная стоимость проезда по тоннелю 320 НОК ( с пассажирами). Однако, нам выставили счет в 680 нок. Дополнительные деньги прибавили за конвой. Но это справедливо и пытаться возмущаться просто архиглупо!
Преодолев еще 12 км, мы наконец-тоаки добрались до Конигвсвага. И само собой, приняли лечение при помощи крепкого веселящего напитка с насыщенной чесноком закуской.
Далее во второй части мы взбираемся на Нордкапп.
Часть вторя — вот уже совсем Нордкапп……
Перед описанием подъема на Нордкапп еще не много о машине.
По причине того что «Санлайт» все-таки машина для теплого климата и совершенно не готова зимней эксплуатации, не было возможности пользоваться душем!
Воду в машине можно залить (бак находиться внутри), а вот со сливом проблема. Сливной бак снаружи, поэтому при — 30 (в Лапландии) вода в нем просто замерзает.
Так что мы остались без МЫТЬЯ. Проблема с умыванием и душем решалась на бензоколонках.
По этой причине мы и старались останавливаться на крупных заправках. Но это все в Финляндии. В Норвегии (по нашему маршруту) таких возможностей не было.
В этом случае нас спасали влажные салфетки.
Утром старт на Нордкапп из Хоннингсвага.
Поначалу все казалось просто. Однако, после спокойных 5 км пути, мы стали взбираться на гору. И вот тут нас вновь стало сдувать. На этот раз мы были готовы к управлению картонным «Санлйтом» в сильный ветер. И еще тот факт, что было светло, нас немного спасал.
На полпути к подъему на мыс сделали остановку. Вот тут мы в первый раз ощутили мощь норвежского ветра. Ветер в этот день был 35-40 м/с, с порывами до 50 м/с. Это, когда ты не можешь открыть дверь машины. А открыв ее всей силой, используя ноги, руки, а иногда и зубы, пытаешься удержать, чтобы ее не вырвало с корнем, точнее петлями!
Проехав еще около 5 км, нас ждал еще один сюрприз, а точнее шлагбаум. НЕ ПУСКАЮТ!
До самой площадки осталось около 10 км, но нас не пустили по причине технической непригодности (снова!) картонного итальянского автомобиля к таким подъемам . Пришлось ждать туристического автобуса.
Естественно, пришлось заплатить за проезд около 800 нок за 6 человек.
Надо напомнить, что люди в Норвегии (особенно на севере) серьезные и ШИПЫ на их автобусах тоже серьезные ( около 4-5 мм). Совершенно ясно, что при такой обувке можно ехать по льду со скоростью 70-90 км в час. Именно с такой скорость мы и пролетели до смотровой площадки Нордкапп.
Продолжение следует