Проблема культуры имеет первостепенную важность во Франции - стране, чьи жители практически загнали в угол мировой рынок своим ноу-хау, а приверженность страны ко всему французскому является всеобъемлющей. Французам и впрямь есть чем гордиться - практически каждый город Франции обладает бесценными сокровищами архитектуры и изобразительного искусства, да и в сельской местности сохранилось множество старинных церквей и замков, заслуживающих визита.
В XI-XII веках в архитектуре господствовал романский стиль, характерными образцами которого являются собор в Отане, церкви Сент-Фуа в Конк, Сен-Сернэн в Тулузе, а также Клюни, в прошлом самая большая церковь христианского мира, практически полностью разрушенная после Революции. На смену романскому в середине XII века пришел готический стиль. Зародившийся в северной Франции, он доминировал в европейской архитектуре на протяжении четырех столетий. XIII век иногда называют "временем соборов" - именно тогда были воздвигнуты такие жемчужины готической архитектуры как Нотр-Дам де Пари, соборы в Бурже, Шартре, Реймсе, Амьене, Бовэ. В конце XV века во Францию из Италии был принесен стиль Ренессанс. Знаменитые замки Луары Блуа, Амбуаз, Шамбор, возведенные в XVI веке, вобрали в себя итальянское влияние и национальные традиции строительства средневековых укрепленных замков. Идеи Гуманизма, церковная Реформа, открытие Нового Света способствовали изменению взглядов на мир. Во французской литературе Возрождения в первую очередь стоит выделить Франсуа Рабле, автора сатирических повествований о Гаргантюа и Пантагрюэле, и Мишеля де Монтеня, автора философских эссе "Опыты". "Золотой век гуманизма" также ознаменовался возникновением новой поэтической школы "Плеяды" (1549), виднейшим представителем которой был Пьер де Ронсар.
В эпоху Барокко (конец XVI - середина XVIII века) во всех видах искусств, включая музыку, создавались пышные, сложные, динамичные произведения. Крупнейшим шедевром этого времени является дворцово-парковый ансамбль Версаля, резиденции Короля-Солнце. В нем черты Барокко переплетаются с чертами Классицизма, стиля, характеризующегося стремлением к порядку и торжественности. Крупнейшими представителями французского Классицизма в живописи XVII века были Николя Пуссен и Клод Лоррен. Тогда же творили великие драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, чьи пьесы по сей день составляют основу классического театрального репертуара.
В эпоху Людовика XV во Франции распространился легкий и изящный стиль Рококо, принципы которого воплотились в живописи Антуана Ватто, создателя жанра "галантных праздников" и его последователя Франсуа Буше. Реакцией на стиль Рококо, отражающий праздные нравы французской аристократии, стал Неоклассицизм, чье зарождение совпало с кризисом Абсолютизма. Его крупнейшим представителем был Жак Луи Давид, активный участник Революции 1789 года, ставший впоследствии официальным живописцем императора Наполеона I. В работах Давида, таких как "Клятва Горациев" (1784) и "Смерть Марата" (1793) доминирует идея патриотизма, гражданского долга и мужества перед лицом смерти. XVIII век также получил название "Эпохи Просвещения". Новые прогрессивные идеи нашли отражение в литературных и философских трудах Шарля де Монтескьё, Жана-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро.
В XIX веке в живописи разразился конфликт между сторонниками Классицизма и романтиками. Если в творчестве ученика Давида Жана Огюста Доминика Энгра основное внимание уделяется совершенству рисунка и правильным линиям, то Эжен Делакруа настаивает на ведущей роли цвета. В литературе ключевой фигурой Романтизма был Виктор Гюго, автор таких романов как "Отверженные" и "Собор Парижской богоматери", стихов, а также живописных и графических произведений. После революции 1848 года на смену Романтизму пришел Реализм - мечтательности и экзальтированности романтиков реалисты противопоставили интерес к окружающей действительности, которую они подвергали анализу и критике. Картина французского общества того времени возникает на страницах романов Оноре де Бальзака, вошедших в цикл "Человеческая комедия", Гюстава Флобера ("Мадам Бовари", "Саламбо"). Социальной критикой проникнуты произведения Ги де Мопассана и Альфонса Доде. Натуралистические тенденции нашли отражение в творчестве Эмиля Золя, автора романов о жизни буржуазии и рабочего класса. В изобразительном искусстве реалистические тенденции воплотились в сценах из жизни крестьян Жана-Франсуа Милле, в социально-политической сатире Оноре Домье, в пейзажах художников Барбизонской школы, а позднее Эдуарда Мане, автора скандального "Завтрака на траве" (1863). В 1874 году была проведена первая выставка группы художников, окрещенных импрессионистами, оказавших заметное влияние на последующее развитие живописи. Основными представителями Импрессионизма были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега. В скульптуре в то же время творил великий Огюст Роден ("Мыслитель", "Граждане Кале"). Французская поэзия XIX века может по праву гордиться именами Шарля Бодлера ("Цветы зла"), Поля Верлена ("Романсы без слов"), Артура Рембо ("Озарения"), отразивших в своих произведениях идеи Символизма.