«Как можно попасть из Парижа в Амстердам менее чем за час?» - спросите вы у меня. И я вам отвечу – приезжайте на остров Сен-Мартен, здесь вы легко решите эту географическую задачку, потому что этот уникальный остров вот уже более 350 лет благополучно делят между собой два государства – Франция и Нидерланды. И бумажные, и виртуальные источники рассказывают занятную историческую легенду об этом острове, и я не стану оригинальничать, банально перескажу ее.
Открыл остров, конечно, Христофор Колумб, сделал он это 11 ноября 1493 г., в день святого Мартина, в честь которого тот и был назван Сен-Мартеном. Однако испанцы не спешили осваивать остров, и только через полтора века здесь появились первые поселения, но не испанцев, а французов и голландцев. Испания тут же отреагировала на такое посягательство, но было поздно – французы «сдружились» с голландцами против Испании, и остров больше никогда не возвращался своим первооткрывателям.
Когда главный претендент был устранен, у Франции и Нидерландов возник вопрос о том, как делить остров. В один прекрасный день 1648г. представители обеих сторон, развернувшись друг к другу спиной, разошлись в разные стороны, направившись вдоль побережья вокруг острова. В месте, где они встретились, и была проведена граница. Пешеходное соревнование обеих наций установило размер и расположение обеих стран – француз шагал активнее, а голландец немножко халтурил, поэтому территория французской стороны составляет около 52 кв. км., а голландской – 37 кв. км.
Конечно, такой несерьезный подход к территориальному вопросу породил массу споров, которые длились до тех пор, пока в 1815 г. в Париже не было подписано соглашение, увековечившее существующие сегодня границы. Что в этой истории правда, а что дань эффектным россказням – пусть каждый решит для себя сам.
Лазурь острова Сан-Мартен Бухты Сен-Мартена
До прихода Колумба остров принадлежал, конечно, аравакам, которые называли его островом Соли (в честь главного богатства Сен-Мартена) или Землей Женщин (пояснения этой аллегории я не нашла). Примечательно, что индейцы не пассивно прохлаждались на своем острове, питаясь «подножным» кормом, а умнО и прагматично трудились над качеством собственной жизни. Так, здесь было налажено собственное производство хлопка и сахара, а солеварение считалось доходной индустрией, т. к. соль широко использовалась в те времена для консервации мяса и рыбы при их перевозке.
Однако эта прогрессивность не спасла индейцев от уничтожения, и далее развитием экономики острова уже занимались колонизаторы, которые развели плантации табака и индиго, увеличили посадки хлопка и сахарного тростника, а для работы были завезены рабы из Африки. На острове процветало производство и торговля кофе, како-бобов и других зерновых культур. Голландцы также развивали здесь добычу соли, которая использовалась в промышленности Голландии для производства сельди.
Во время Второй мировой войны, после завоевания Германией Голландии в 1940 году, управление голландской частью острова перешло к Франции, но после ее захвата немецкими войсками весь остров перешел под контроль Германии и был освобожден союзническими войсками США в 1943 году.
На берег мы сошли в голландской столице, городе-порте Филипсбург, который своими «пряничными» домиками, «камерными» улочками и крошечными площадями, сияющими чистотой, больше походил на красиво исполненные театральные декорации, чем на живой рабочий город. И мы с удовольствием окунулись в эту псевдо-искусственную жизнь, немножко ощущая себя персонажами увлекательной постановки.
Ширина острова составляет 15 км, длина острова – 13 км, поэтому никаких трудностей с обзорным освоением острова не было. Традиционный экскурсионный маршрут из голландской столицы Филипсбурга во французскую столицу Маригот и возвращение снова в порт через северо-восточное побережье – это, практически, полный осмотр острова.
Как и следовало ожидать, двойное «гражданство» острова отражается в каждой жизненной мелочи – язык, на котором говорят островитяне, кухня, архитектура, надписи на вывесках. Даже само название острова звучит по-разному для каждой из сторон – французы называют его Сен-Мартеном, голландцы зовут Синт-Маартеном.
По мере движения во французскую сторону мы несколько раз делали остановки, чтобы полюбоваться и зафиксировать чудесные панорамные виды, которые открываются благодаря холмистому рельефу острова – мы смотрим с определенной высоты, и сильно изрезанной береговой линии, которая образует многочисленные бухты и заливы. Гор, как таковых, здесь нет – самая высокая точка Пик Парадиз поднимается над уровнем моря на 424 метра.
Панорамный вид на Маригот (остров Сан-Мартен) Переход границы
Граница между двумя государствами совершенно «прозрачная», обозначена соответствующим столбиком, и каждый путешественник без проблем может "нарушать" таможенно-пограничные правила. У пограничного столбика мы, конечно, сфотографировались.
Французский Маригот больше напоминает аккуратную деревеньку, с низенькими домиками под резными карнизами, куда по чьей-то изощренной прихоти попали стеклянно-зеркальные торговые комплексы и дорогие магазины. Маригот имеет очень интересное расположение – он раскинулся на узкой полоске суши, зажатый с двух сторон водными массивами – лагуной Симпсон-Бей и Великим заливом.
Кстати, лагуна Симпсона является одним из самых больших водных пространств Карибского моря, не имеющих выхода к морю, т. е. напоминает маленькое внутреннее море (маленькое с точки зрения всего земного шара, для острова лагуна просто гигантская, занимает примерно треть островной территории). Таким уникальным расположением Маригот похож на своего соседа Филипсбург, тот тоже «живет» на узком перешейке между Соляным прудом (тоже огромная акватория) и Великим заливом.
Возвращаясь в порт Филипсбурга вдоль северо-восточного побережья, мы увидели и опробовали лучшие пляжи острова: Гранд-Касе, Даун-Бич и даже посмотрели импортных бесстыдников на нудистском Байе-Ориэнтале. Вода – теплый голубой хрусталь, сливочный песок – нежнее пудры в коробочке модницы, вокруг – расслабленный люд, вкушающий райские удовольствия. В таком месте невозможно быть или чувствовать себя несчастным!
Напоследок мы еще раз прогулялись по улицам игрушечного Филипсбурга, подивились прекрасному состоянию деревянного Кортхауса, здания суда постройки 1793г., что стоит на Парадной улице, а у его подножия с удовольствием рассмотрели ажурную напольную мозаику со старинным детальным изображением острова.
Напольная мозаика Последний час на Сен-Мартене
Пару часов до отплытия мы прокупались на городском пляже, напротив порта, который в этот час был до отказа забит гигантскими лайнерами.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также