«Пока Колизей стоит – стоит и Рим, как только Колизея не станет – исчезнет Рим, а за ним и весь мир». У каждого процветающего города или курорта имеется своя достопримечательность, которая приравнивается к визитной карточке. К примеру, в Крыму - это Ласточкино гнездо, в Париже - Эйфелева башня, а величественная столица Италии, древний город Рим, славится своим Колизеем. Даже при схематическом изображении карты Европы, очень часто можно увидеть на месте Рима изображение Колизея, он как нельзя лучше отображает все великолепие и кровожадность самой великой империи древнего мира.
Первобытная арена для многотысячных зрелищ получила свое название от латинского слова colosseus, которое означает «громадный» или «колоссальный», однако это имя было утверждено только восемь столетий спустя после постройки. Причиной такого названия стала не только громоздкость сооружения, но еще и Колосс – огромная статуя императора Нерона – располагающаяся неподалеку. Изначально это величественное здание величалось как амфитеатр Флавиев из-за правящей династии, построившей здание (72-80 гг н.э.). При мысли о том, что на строительство этого великолепия понадобилось всего лишь восемь лет, охватывает дрожь и благоговение.
Мода на спортивные соревнования гладиаторов в Риме пошла еще со времен правления Юлия Цезаря, а проект грандиозного амфитеатра в Риме разрабатывал еще Август, но начал постройку совсем иной император. Древнеримский историк Светоний, живший в то время, упоминает в своих трудах о том, что строительство началось императором Веспасианом, как раз после его воодушевляющих побед в Иудейском царстве. Однако увидеть законченный результат задуманного было не суждено Веспасиану. Постройка была завершена уже во время правления другого римского правителя – Тита. Сын Веспасиана устроил грандиозные игры и гладиаторские бои во время открытия Колизея (Амфитеатра Флавиев). Имеются исторические свидетельства о боях на суше, морских сражениях, за сто дней было выпущено более пяти тысяч зверей!
Посмотреть на гладиаторские бои на суше и море приходили не только столичные жители, а жители всей древней империи. Некоторые исторические источники гласят о том, что здесь проходили и изнасилования женщин животными. Такое зрелище в Древнем Риме пользовалось огромнейшим спросом, потому как страницы римской мифологии рассказывают о Юпитере, который любил овладевать женщинами в облике зверей. Женщину облачали в специальное, пропитанное запахами самки, одеяние и выпускали на арену, где ее ждал зверь. Долго тешили такие увеселения богатых граждан Рима. В 246 году Рим разразили грандиозные пиршества и празднества по случаю тысячелетия города, сравнимые своим величием лишь с открытием амфитеатра.
Первым негативным упоминанием о гладиаторских играх и пиршестве крови Колизея было сделано в V в. Гонорием. Его возмущала такая жестокость, которая запрещается даже элементарными догмами христианства и гуманности. Однако Рим хотел зрелищ, поэтому он их получал. Гладиаторские состязания прекратились, но животных на сцену все так же продолжали выпускать. На арене римского амфитеатра еще очень долго продолжались сражения за жизнь, вплоть до смерти Теодориха Великого в 526 году. После его смерти не только для Колизея, но и для всего римского мировоззрения, наступают страшные времена.
Пришедшие в Рим варвары не тронули грандиозную постройку, самый большой урон нанесли главы католической церкви. Начиная с далекого для тех времен пятнадцатого века. До этих печальных событий известно, что амфитеатр принадлежал знатным родам патрициев (Франджипанни, Аннибальди), которые боролись за власть над городом. Аннибальди были вынуждены отказаться от своей древней крепости в пользу Генриха VII, которой оставил Колизей на суд и власть граждан Рима. Шикарных и кровожадных боев здесь больше не было, но местная аристократия все еще тешила себя бычьими сражениями. Если говорить об уроне, нанесенному Колизею католической церковью, то нужно признать он велик. Папы и кардиналы использовали его в качестве неиссякаемого источника строительного материала как: Венецианский дворец Павла II, Дворец канцелярии, Собор Св. Петра, Палаццо-Фернезе, суконная фабрика Сикста V, а Климент IX и вовсе оборудовал Колизей как фабрику по добыче селитры. Так было вплоть до принятия сана Бенедиктом XIV в 1740 году, который назвал Колизей местом мученической смерти многих честных христиан.
Огромное распятие и несколько алтарей, которые убрали в 1874 году, потому что идею яро поддерживали Пий VII и Лев XII. Во время их верховенства над церковью Колизей был несколько реставрирован, поправлены и укреплены внутренние лестницы и стены. В наши дни Колизей представляет собой одну из ведущих достопримечательностей Рима и всей Италии.
На территории Колизея велись долгие археологические раскопки, а найденные обломки здания вставили на прежние места. Несмотря на все свое величие, Колизей до сих пор нуждается в восстановлении. Доподлинно известно, что в 1991 г. Итальянское министерство и римский банк достигли соглашения, по которому банк перечислил на восстановление и поддержание памятника 40 млрд. лир на запланированную обработку водонепроницаемым веществом аркад и реконструкцию деревянного пола арены. В Италии никогда прежде не заключалось столь весомое соглашение между правительством и банком для сохранения памятника культуры. Впервые римский Колизей был включен в список Семи чудес света в первом веке римским поэтом Марциалом, не миновал своей участи он и в 2007 г., когда так же был по праву признан одним из Новых семи чудес света.
Во времена правления брата Тита Доминицана здесь были построены обширные подвальные помещения. Чуть позже, при императоре Макроне, Колизей сгорел практически до тла, но в течение короткого времени восстановили по приказу Александра Севера. Располагается это величественное здание между тремя холмами: Целиевским, Эсквилинским и Палатинским. Когда-то на этом самом месте, где стоит Колизей, располагался пруд Золотого Дома императора Нерона. Построен амфитеатр в форме эллипса (наружный эллипс составляет 524 м, большая ось – 188 м, а малая 156 м), как и другие амфитеатры Древнего Рима, места для зрителей выполнены в виде концентрических колец, которые окружают фигуру здания. Толщина фундамента здания достигает тринадцати метров, а высота стен из травертинового мрамора 50 м. Колизей был рассчитан на 50 000 зрителей гладиаторских боев. По всему периметру расположены 80 входов и выходов, которые облегчают зрителям передвижение и предотвращают столпотворение.
Высшая знать, как правило, располагалась отдельно в нижних рядах, и четыре входа были для нее отдельными. Весь первый этаж был предназначен для одного зрителя – императора Римской империи, для которого также предназначался специальный трон и места для его ближайшего окружения. В целях безопасности императорскую семью, весталок и сенаторов отделял от арены высокий парапет, остальные зрительные места были построены в три яруса в зависимости от социального и материального положения зрителей. На первом ярусе восседали самые богатые патриции, на втором – граждане Рима, а третий ярус был предназначен для плебеев. Для того, чтобы дать зрителям третьего яруса лучше лицезреть игры, камни были расположены в более крутой наклонности.
Во время непогоды вокруг крыши Колизея натягивался огромный тент, специально для контроля этого процесса во время гладиаторских представлений были приглашены матросы императорского флота. Огромный тент крепился к мачтам, следы от которых сохранились и по сей день. Архитектурный план Колизей, который был построен в глубокой древности до сих пор отдаленно напоминает наши сегодняшние стадионы. К сожалению, за время своего существования он утратил две трети своей массы, но при этом он все еще не потерял своей солидности. Архитекторы XVIII столетия просчитали приблизительную стоимость, которую было затрачено на сооружение уже обедневшего и полуразрушенного Колизея – 8 млн. франков.
Несмотря на то, что Колизей ежегодно открыт для сотен тысяч туристов, стекающимся в Италию, и колоссальных затрат правительства на поддержание памятника истории, его внешний вид по-прежнему оставляет желать лучшего. Не пригоден он и для съемки кинематографа, все фильмы с упоминанием гладиаторов и Колизея снимались в Тунисе, где располагается второй по величине амфитеатр древности, который оказался намного более стойкий, чем сегодняшний Колизей.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также