Анды. Здесь, на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, влажные горные леса четыре столетия скрывали от людей свою тайну. В летописях ХVI века говорилось, что в этих неприступных горах спрятан последний из великих городов инков.
Вилькабамба – город, где предводитель детей солнца Манка Инка, в отчаянии, искал спасения от испанцев, опустошивших его империю, в своей алчной погоне за золотом.
В 1911 году молодой американский историк Хаэрон Бингем обследовал древние памятники Перу в долине Урубанкуль. Местные индейцы привели его на отдаленную горную вершину, где на первый взгляд, вряд ли когда-нибудь могли жить люди. Индейцы называли ее просто Старая Вершина – Мачу-Пикчу. Позднее, Бингем рассказывал: «Мы на четвереньках карабкались по скользким, заросшим травой склонам. Снизу до нас доносилось сердитое ворчание Урубамбы. Мы обогнули выступ и вдруг увидели террасы инков. Какому поселению нужна была сотня таких террас? Ведь на них можно вырастить столько, что хватит прокормить целый город. Все здесь прекрасно сохранилось. Эту землю явно никогда не попирал сапог конкистадора. Мачу-Пикчу может оказаться самым большим и самым важным памятником, найденным в Южной Америке со времени прибытия испанцев».
Обнаруженные развалины уже отвоевывали джунгли, но все равно производили сильное впечатление. Плато площадью пять квадратных километров, а на нем более двухсот каменных построек, выполненных с удивительным мастерством. «Уже тогда я смутно осознавал, что эта стена и полукруглый храм над пещерой ни в чем не уступают лучшим в мире каменным сооружениям. От этой картины захватывало дух. Но что это было за место?» Бингем решил, что обнаружил таинственную Вилькабамбу, город где нашел убежище Манка Инка.
Однако Мачу-Пикчу плохо поддается определению, потому что это вовсе не город, а скорее огромное святилище – место, где совершались ритуалы одной из самых загадочных цивилизаций на свете.
В XVI веке, в пору наивысшего расцвета, империя инков простиралась на четыре тысячи километров, она была самой могущественной в Южной Америке. Столица империи Куско насчитывала сто тысяч жителей и славилась своим сказочным богатством. Двор в Кориканче, храме Солнца, в Куско, в свое время, был вымощен семьюстами золотыми плитами, каждая из которых весила около двух килограмм. Как большинство сокровищ инков они стали добычей испанских завоевателей.
У инков было высокоорганизованное общество, не имея письменности, они создали развитую экономику, они строили террасы на крутых склонах, орошали поля с помощью каналов, выращивали кукурузу и картофель, одомашнили гуанако и викунью.
И сегодня многие индейцы Перу следуют традициям, основы которых заложили их предки – инки. Говорят на кечуа – языке, который звучал в храмах Мачу-Пикчу.
Но наименее подвластные времени достижения инков и наиболее загадочные - каменные памятники, огромные гранитные блоки, которые пригнаны настолько плотно, что между ними не просунуть даже лезвие ножа. Строители доставляли эти глыбы из каменоломен за многие километры, и при этом нет свидетельств, что они использовали колесо или тягловый скот, и что у них были инструменты, чтобы вытесывать такие блоки.
Как и у их потомков, жизнь строителей Мачу-Пикчу проходила в неустанном труде, и, скорее всего, они перетаскивали, грубо обработанные, камни, медленно волоча их по земле на веревках. Иногда камень оказывался слишком тяжелым и его бросали на полдороге, но рабочих не наказывали: инки считали, что виноваты сами камни, которые они называли сайкуско – усталые камни. Доставленные на место глыбы обтесывали и укладывали в стену. У одного камня делали до сорока граней, чтобы они плотно прилегали друг к другу или чтобы стена плавно закруглялась, как в храме Солнца.
Большинство построек имело форму трапеции. Это изобретение инков придавало зданиям устойчивость во время столь частых в Андах землетрясений. Многие из них сохранились и до наших дней. Лишь соломенные крыши не выдержали пяти веков и климата джунглей.
Но зачем понадобилось строить в горах такое замысловатое сооружение?
Судя по всему, Мачу-Пикчу был одним из святилищ религии инков, религии, основу которой составляло поклонение солнцу и его движению по небу. Каменный выступ - место, куда в определенное время приходило солнце, позволял инкам предсказывать солнцестояние и равноденствие и знать, когда сеять, и когда убирать урожай. В день летнего солнцестояния, когда к югу от экватора начинается зима, солнце символически привязывали к земле, чтобы оно вновь вернулось сюда с наступлением весны. Этот праздник и по сей день отмечается в древней крепости инков, он продолжается девять дней. Инки считали солнце прародителем инков, а правитель их империи был сыном, наместником солнца на земле. Золото символизировало слезы солнца, а початки спелой кукурузы его золотые дары любви.
В 1536 году из этой крепости, осажденной испанцами, Манка Инка навсегда ушел в горы. За четыре года до этого Франциску Писара, во главе небольшого отряда, проник в сердце империи инков. Подгоняемый слухами о сказочных богатствах, имевшие более совершенное оружие двести испанцев завоевали страну с населением в несколько миллионов, убили ее правителя и разграбили столицу. К июлю 1533 года испанцы собрали двадцать четыре тонны золота и серебра. Проиграв последнюю битву Манка Инка, оставил Куско, а на прочных фундаментах столицы империи инков скоро вырос новый колониальный город.
И все-таки, может быть, Мачу-Пикчу и есть та таинственная Вилькабамба, где нашел прибежище Манка Инка. Имеющиеся свидетельства указывают на другое место, далеко на северо-западе. Скорее всего, Мачу-Пикчу был оставлен раньше, и в то время уже был скрыт горными лесами.
Как и цивилизация, создавшая его, Мачу-Пикчу остается загадкой и возвращается в землю, которая его родила.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также