Первое знакомство
Выезжаем из Мопти. Нам предстоит переезд в страну догонов. Через какое-то время дорога начинает петлять и подниматься вверх. Весьма опасны для гружёного транспорта такие повороты: качается Ванькой-встанькой идущий прямо на нас грузовик, проезжаем лежащий в кювете автобус. Справа и слева зеленеют растущие среди камней деревца, удивляет резкое исчезновение людей и домов. Но видны следы жизнедеятельности человека: каменные заборы вдоль дороги ограждают огороды, которые для удержания почвы выложены каменными квадратами.
Высота примерно 1000м, мы поднялись на плато, которое, словно вдруг выросший из земли зуб, представляет собой сплошной камень с редкой почвой. Кажется, что где-то, за очередным причудливым склоном, должно сверкнуть море. Но вместо него появляются ручейки, переходящие в плотины, сбросившие листву баобабы и первые люди. В стране догонов нельзя фотографировать без разрешения, нужно договариваться, предупредил Пауло.
Местные мужчины вспыльчивы, не уступают им и женщины, догонки могут запросто догнать и кинуть камнем. Лица догонов отличаются от других малийцев: широкие ноздри, узкий лоб, большие зубы и некая недоброжелательность во взгляде.
Вселяемся в отель в посёлке Санга. Выхожусь пройтись по улицам, меня затаскивают в лавку торговцы. Их сувенирный товар старьё и хлам. Возможно в Европе мода на всевозможные африканские поделки под старину, но в любом случае, хозяин товара должен его протирать, дабы покупателю было приятно взять изделие в руки.
Торговцы в состоянии лёгкого опьянения, весьма агрессивны, пытаются не выпускать меня без покупки, потихоньку протискиваюсь на выход. Далее один парнишка приглашает в дом отца, где они вдвоём изготавливают всякие медные поделки. Первое знакомство с догонами разочаровало. Я читал про них и ожидал увидеть нечто другое.
Номер достался весьма странный, из него имелась вторая дверь с выходом за территорию отеля. Рядом по дороге постоянно шастали местные люди и мне казалось, что они обязательно постучат ко мне. После полуночи от ветра зашелестели деревья, воздух наполнился пылью. А когда я только уснул, воющий ветер принёс женские вопли. По голосам я понял, что это две наши дамы, живущие вместе, а жизненный опыт подсказал, что это не изнасилование.
Как утром выяснилось, к попутчицам, через слив в душе, пробрался крот и спрятался под кровать. Дюймовочки жутко переполошились и вызвали подмогу. Сотрудники отеля загнали землекопа в душ и далее обратно в сливное отверстие, заткнув дырку палкой. Крот оказался настоящим мужиком, сдаваться не собирался. Всю ночь он рвался к Дюймовочкам и грыз деревяшку.
Наевшись ночной пыли, бросаю вдобавок за завтраком в желудок булочку и запиваю чаем. Ещё не взошло солнце, но торговцы уже ждут меня у выхода из отеля. Я им вчера талдычил только одно слово: «Тумору, тумору…»
Утро встречает прохладой, погода совершенно отвратительная. Воздух наполнен песком, взошедшее солнце какое-то белое и его почти не видно. Санга проснулась. Копаются в огородах люди, разбрызгивая каплями воду на торчащие из земли зелёные перья лука.
Лук – основное богатство догонов. Его урожай собирают несколько раз в год, из него делают приправу, сушат луковицы, скатывают в шарики высохшие перья. Кочевники Сахары, не имеющие огородов, охотно покупают витамины. Догонские шарики долгое время ходили вместо денег. Точно не установлено, но существует версия, что земледелию догонов научил в середине прошлого века француз Марсель Гриоль.
Догонский миф и история его появления
Так кто же они такие догоны? Про них ходит множество легенд. По преданию, в давние времена, спасаясь от ислама, пришли они на плато, по другой версии, засуха погнала этот народ к югу в поисках воды. Озёрная зона была занята бозо, которые пропустили их через свою территорию, взяв с переселенцев клятву никогда не воевать с ними. С тех пор это народы-побратимы. Догоны обосновались возле высокого плато Бандиагара, где уже проживало племя теллем. Позже теллемы не выдержали соседства и ушли в другие места.
Дорогу в эти края проложил в начале прошлого века лейтенант колониальных войск Луи Деплань, но открывателем культуры догонов нужно считать Марселя Гриоля. Молодого учёного заинтересовала в начале суть ритуальных масок. Он подружился со многими знатоками древних обычаев и со жрецами.
«Наши отношения были подлинно сердечными», - напишет много лет спустя Жермена Дитерлен, верная спутница Гриоля. Марсель Гриоль приезжал к догонам и в сезон дождей, и в жару, когда в выжженной солнцем стране становилось трудно даже собственным жителям. До этого Деплань писал в рапорте: «Я не встречал столь мало приспособленной для человека страны, как земля догонов.»
Вторая Мировая война прервала исследования Гриоля, а когда он вернулся к своим друзьям, те встретили его с почётом и уважением, и посветили в самую сокровенную тайну, поведали о сотворении мира. Это решение верховных жрецов и старейшин родов представители племени выполняли больше месяца. Тридцать три дня шла предварительная подготовка.
В отсутствии письменности, посвящённые заучивают миф наизусть, в таком состоянии передавая его потомкам. Ежедневно, после многочасового сеанса обучения таинственным вспомогательным знакам мифа, учитель-догон сообщал старейшинам об успехах белых учеников.
На тридцать четвёртый день Гриоль услышал наконец «светлое слово» - сущность догонского мифа и старательно записал его. При жизни учёный не пробудил в Европе интереса к своим трудам и был известен только узкому кругу специалистов. Марсель Гриоль скончался в 1956г, во время очередной экспедиции в страну догонов, успев опубликовать только краткое повествование под названием «Беседы с Оготеммели».
Гриоль и Дитерлен пишут. «Ни в коем случае…… миф не стоит понимать как простой вымысел, результат наивного, фантастического мировосприятия, некую абсурдную поэтическую форму…. Миф…. это осознанно составленная система основополагающих представлений о мире, не доступных каждому и в любое время….. В сказаниях скрыты объяснения и схемы, предназначенные только для посвящённых, имеющих доступ к «глубинному знанию».
У мифов есть слои, как зёрна оболочки и одной из причин их существования является тщательное сокрытие от профанов этого драгоценного зерна – истинного знания». Каждое слово в «Беседах с Оготеммели» важно и стоит на своём месте. Приведу цитаты из мифов, сокращённо смысл некоторых отрывков и немного расскажу, как всё это стало достоянием гласности.
«Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чём, - так начинается догонский миф. – Он состоял из четырёх, слитых друг с другом частей. Кроме этого, не было ничего». Амма – переводится «держать сжатым», «крепко обнимать», «удержать на одном месте». И Амма удерживал, сжимал 4 элемента: воду, воздух, огонь и землю. Далее Амма решил сотворить мир. В каждой из четырёх своих частей он вызвал взрыв, «который и является причиной существования».
Далее истинный Бог Амма создал звёзды из шариков земли, разбросанных в пространстве. Солнце и Луну он слепил наподобие глиняных изделий – они явились первыми изобретениями бога. Солнце похоже на горшок, который обжигали до тех пор, пока он не побелел от жары; его окружает медная спираль из восьми оборотов. Чтобы создать Землю, Амма сжал в руке горсть глины и бросил прочь так же, как когда он творил звёзды…..
По своей природе Земля женского пола. Глядя на её плоскость, нужно рассматривать Землю как женщину, лежащую на спине, и раскинувшую в стороны руки и ноги…..
«Жизненная сила земли – это вода. Бог смешал землю с водой. Кровь он тоже сделал из воды. Даже в камне есть сила, поскольку влага присутствует во всём».
«Первые мужчина и женщина вступили в связь и родили четыре пары детей, которые стали восемью предками… По особому, данному только им разрешению, они могли оплодотворять себя сами».
«Действуя от лица Аммы, Номмо (Номмо дети Аммы - полулюди-полузмеи, с красными глазами и раздвоенным языком) собирались улучшить и исправить человечество, но были обеспокоенны последствиями контакта таких духовных сущностей как они, с людьми из плоти и крови. Поэтому после трансформации восемь предков были взяты на небо к Номмо, чтобы там приобрести навыки цивилизованной жизни. Позже каждый из них получил одно из восьми семян неба и вернулся обратно к людям, принеся им новые знания.
До того времени люди жили в земляных норах. Потом они заметили форму муравейника, которую сочли более привлекательной. Они скопировали эту форму, сделали жилища из глины, добавили к ним комнаты и коридоры, и начали использовать их для хранения пищи».
Ещё в мифе говорится, что восьмой предок попадает в отверстие в земле и исчезает, закрыв снаружи вход деревянной чашей, которую он носил на голове, поскольку она зацепилась за края отверстия. Многие исследователи понимают это как научное описание сперматозоида в момент оплодотворения?
В сказаниях о происхождении Вселенной можно обнаружить знание о таком физическом явлении, как волны. «Нити первой одежды подражают звуку голоса Номмо, превращающегося в спиральные витки». Значит, этот африканский народ знал, что звук распространяется волнами?
Время, по понятиям догонов имеет разные формы. Например, вода бывает пар, лёд и жидкость, так и время может растягиваться и сжиматься. Понять всё это обычному профану действительно тяжело.
Догоны хорошо знают звёздное небо. Звезда Гиены соответствует у них Проциону, звезда Льва – бете Овна, есть и множество других названий. «Глазами мира» называются Полярная звезда и Южный крест. «Звездой Дерева бала» именуется один из четырёх крупных спутников Юпитера, тех самых, с которыми Европу познакомил Галилей. Это при том, что телескопов догоны не имеют.
Сириус одна из ближайших к нашей планете звёзд, до него 8,5 световых лет пути. Видимый нам свет это только фрагмент звёздной системы. Сириус А различим простым глазом, его спутник Сириус В открыт только в январе 1862г Кларком, а на плато Бандиагара он известен давно.
Когда французские этнографы спрашивали стариков, откуда у них такие необыкновенные сведения, те отвечали, что всё небо они просматривают из пещеры, но где она находится – строжайшая тайна. Гриолю удалось только услышать, что в пещере собраны «доказательства». Пояснять термин старцы не стали.
Почему же догоны столько внимания уделяют мирам далёким, оказывается, существует прямая связь. «Вначале место звезды По-Толо было там, где сейчас находится Солнце. Солнце тоже было там. Но звезда То-Поло удалилась от земли, а Солнце осталось».
В одной из частей «Бледного лиса» описывается, как люди были «перенесены с планеты, солнцем которой была до своего взрыва По-Толо» (точнее с другой планеты где был солнцем Сириус В, наличие планеты у Сириус В доказано астрономами). Догонская мифология определяет это путешествие как «удачный брак».
Первый ковчег Амма превратил в Землю. Затем последовало второе путешествие, на маленьком корабле. Летел Ого со звезды Сиги-Толо – Сириуса. Детально и подробно описывается, как он вёл свой «корабль», чтобы его движение совпало с движением Земли («вступило с Землёй в удачный брак»). Ого персонаж отрицательный, во многом напоминает Сатану. Он украл знания у самого Аммы и стал творить зло. Но без зла, по понятиям догонов, теряется смысл добра, поэтому Ого нужный элемент в конструкции мира.
Одному из своих сыновей Амма поручил заселить Землю из той части Космоса, где По-Толо родила жизнь. Для этого был выстроен двухпалубный «корабль» с круглым дном, который был разделён на 60 отсеков, содержащих «все земные существа и способы бытия»: мир, небо, землю, деревню, дом, домашний скот, танец, работу, путешествие…. (Последним догонам известно содержание только первых двадцати двух отсеков. «Остальное придёт в сознание людей позже и изменит мир» - так говорят догоны). «Корабль» подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он стартовал в проделанное в небе отверстие.
Приближаясь к нашей планете «корабль восемь периодов кружился по небу, сияя, словно гигантская радуга – от горизонта до горизонта. В момент приземления он скользнул по грязи, а яма, появившаяся от удара, стала озером Дебо».
«Выйдя из корабля, Номмо поставил прежде всего на землю левую ногу. Это означало, что берёт он Землю в своё владение. След, оставленный ступнёй Номмо, напоминает след сандалии». За Номмо по очереди покинули «корабль» остальные его обитатели. Когда «корабль» опустел, Амма втянул в небо цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. Началась земная жизнь.
Номмо погрузился в воды озера Дебо, откуда его заботливый глаз наблюдает за людьми, пока не придёт его условленный час – «день слова». Наблюдать за жизнью людей необходимо – ведь для того и прибыл раньше чем Номмо на Землю Ого, чтобы мешать им.
Так предки догонов поселились на нашей планете. Ого мешает им жить, а Номмо видимо только наблюдает за происходящим.
Через 10 лет после смерти Гриоля астроном из Марселя Эрик Геррье, наблюдая за первыми шагами человека по лунной поверхности, вспомнил, что когда-то читал нечто подобное (астрономы не часто читают гуманитариев).
Первое в истории человечества прилунение напомнило описание в догонском мифе прибытие «ковчега Номмо», а след астронавта вызвал в памяти след медной сандалии Номмо. Герье вновь перечитал миф, разыскал более раннюю работу Гриоля «Суданская система Сириуса». Гриоль и Дитерлен старались в точности записать слова догонов, их особо не интересовал вопрос: откуда у догонов такие знания? А Геррье задал его в первую очередь. Он встретился с Жерменой Дитерлен и убедился, что она имеет самое приблизительное представление об астрономии.
Если говорить современным языком, Геррье раскрутил для широкого круга людей мифы догонов, многие из которых в точности соответствуют физическим, химическим и астрономическим процессам, но можно ли во всё это верить?
Марабу
Находясь в стране догонов, я просто не отходил от местного гида, Наташа замучила гида моими вопросами, мне показывал что-то жестами итальянец Пауло.
-Максим! Ну почему ты такой тупой?- в сердцах воскликнула спутница Марина, говорившая с гидом на французском. А тупой я потому, что всё хотелось понять, во всё вникнуть, но информация поступала порой совершенно противоположная. Я переспрашивал по 5 – 6 раз. Наташа переводит с бамбара одно, Марина с французского другое, а старший группы с английского третье. В результате я скомпоновал некие записи, но если русскоязычные догоноведы разнесут в пух и прах мой опус, прошу у читателей прощения за возможные информационные ошибки.
Три джипа совершают поочерёдно что-то похожее на петлю Нестерова и спускаются метров на 50 в небольшой каньон. Присоединившийся к нашей группе гид Андон предупреждает, ходить везде только за ним. В священных местах нельзя наступать на ритуальные камни. Выпрыгиваем из машин, и чуть отойдя от дороги, видим, на плоской плите сидит старик. Тело укрыто курткой, а голые, обветрившиеся ноги, с потрескавшимися пятками, кажутся сделанными из чёрной пластмассы.
Андон привёл нас к марабу, у догонов мусульман это колдун. Здешний народ частично принял ислам, но лишь условно, многие придерживаются традиционных верований.
Догоны считают себя детьми бледной лисицы. Когда-то давно лис был другом одного охотника и приходил к нему в гости. Наступил голодный год, охотник долго не мог принести домой еду. Жена стала ворчать: « К тебе лис ходит, а нам есть нечего. Убей лисицу, мы его съедим.» Муж не соглашался, но баба оказалась хитрее.
Когда хозяина не было дома, она выставила оружие у входа, дабы создать видимость присутствия. Подошёл лис, хитровка стала зазывать зверька в гости, но тот разгадал её намерения и убежал. С тех пор лис стал общаться с охотником только за пределами деревни.
Марабу живёт в селении обычной жизнью, но с духами общаться отправляется за деревню, в специальное ритуальное место, где к нему приходит предок догонов – бледный лис. Желающие знать будущее или отогнать злых духов, пользуются услугами марабу.
Колоритный старик на колдуна совсем не похож, уставший от жизни дед, у которого вовсе нет озорных чёртиков в глазах. Его ритуальное поле разбито на огородики, где в песке натыканы палочки и прорисованы линии. Желающие погадать несут за сеанс, кто что может. Колдун выделяет специальный огородик, тыкает туда палочки, что-то поёт и ждёт результатов. Случайно наступить на место гадания, значит подвергнуть себя и догонов опасности. Необходимо будет проводить обряд очищения, принеся в жертву курицу или целого барана.
Угощаю колдуна шоколадкой, где нарисовано 100 долларов. От сеанса магии мы все вежливо отказываемся, оставляя марабу наедине с его огородом. Молодые ребята помощники Андона проявляют к старику необыкновенное почтение, объясняя, как есть шоколадку. Гид просит не оглядываться на колдуна и идти строго за ним, след в след.
Проходим мимо мечети. Впереди в скале прорисовывается жерло пещеры, сверху догонские домики. Заходим в пещеру, где торговцы разложили свои сувениры. Туристов не было уже несколько дней. В мою ладонь втыкается, промороженная словно ледышка, детская ручка, прося что-то приобрести. Покупаю догонскую шапочку с бубенчиками. В зависимости от того в каком мужчина настроении, какого он возраста, что он хочет совершить, игривые хвостики или убираются, или торчат наружу много чего обозначая.
Приеду домой, и как в известном анекдоте, буду учить жену разбираться в моём настроении.
Пещера имеет выход на другую сторону, где встречая нас, поют песенку замёрзшие дети. Это такой обычай, всем гостям поют песню. Андон показывает ещё одно сакральное место на краю обрыва. Высота приличная, не менее 250 метров, но стоящая в воздухе пыль закрывает панорамный обзор. Камни на краю обмазаны чем-то белым, словно кто-то пролил побелку. Здесь догоны общаются с предками. Молоко перемешивается с просо, получается белый раствор, которым угощают духов.
Через пещеру возвращаемся назад, вновь поют дети, получая за это кадо. Машины уехали вниз, увезя с собой полного Костю, а нам предстоит спуск в долину через деревню. Гид вновь предупреждает, идти за ним след в след.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также